Управление образования администрации Уренского муниципального района Нижегородской области Методическая разработка раздела образовательной программы по географии России «Хозяйство» (II ступень обучения, 8 класс) Выполнила учитель географии МБОУ Карповская СОШ Красильникова Надежда Александровна
Пояснительная записка Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. Фома Аквинский В связи с модернизацией российского образования в настоящее время любой учитель географии применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач и на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьника. Большинство известных образовательных технологий нацелены на передачу и усвоение знаний, умений, навыков. В настоящее время в практике работы педагоги используют современные образовательные технологии, такие как технологии личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативные, развивающего обучения, технологии критического мышления, технология портфолио и т.д.
Новизна данного раздела программы Создание портфолио учащихся по теме «Хозяйство». Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Учащиеся учатся анализировать собственную работу, собственные успехи, объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Учебная деятельность становится более осознанной.
Цель изучения темы: Развитие творческой активности учащихся, самостоятельности и целеустремленности в процессе изучения хозяйства России и его особенностей. Задачи: познакомить обучающихся с отраслями хозяйства России и их особенностями; рассмотреть важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию; формировать умение выявлять проблемы, находить возможные пути преодоления кризиса в отраслях хозяйства России, развивать у обучающихся способность к обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения данной темы; выработать умение пользоваться различными источниками информации для того, чтобы в дальнейшем углубить свои знания, полученные на уроках географии; способствовать развитию умения самостоятельно принимать решения, отстаивать свою точку зрения, работать в команде и индивидуально.
Ожидаемые результаты В результате изучения темы ученик должен знать/понимать: В результате изучения раздела «Хозяйство» ученик должен: 1) знать / понимать: состав и структуру хозяйства России; основные факторы размещения отраслей хозяйства; важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию; главные промышленные и сельскохозяйственные районы России; главные отрасли хозяйства своей области (республики, края); изменения в экономике России и Нижегородской области;
Ожидаемые результаты В результате изучения темы ученик должен уметь: устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России; анализировать статистические показатели развития хозяйства России; анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности; составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану; объяснять структуру экспорта и импорта в России; устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России; отстаивать свою позицию при решении экологических проблем; работать с различными источниками информации, обрабатывать и представлять информацию; планировать познавательную деятельность.
Психолого-педагогическое обоснование 6 класс – 8 человек: 2 юношей, 6 девушек Успеваемость класса по географии по итогам I полугодия учебного года Успеваемость в классе по итогам учебного года:
Психолого-педагогическое обоснование При работе с подростками упор следует сделать на пробуждении интереса и развитии доверия к самому себе, на постепенном понимании своих возможностей, способностей, особенностей характера и пр.
С целью диагностики определения уровня развития мыслительных операций проведен школьный тест умственного развития (ШТУР), разработанной НИИ общей и педагогической психологии АПН.
Используемые технологии
Типы уроков, используемые при изучении данного раздела: урок сообщения новых знаний, комбинированный урок, урок-дискуссия, урок - деловая игра, урок-практикум, урок обобщающего повторения и систематизации знаний; урок - презентация портфолио. Формы работы на уроке: групповые; фронтальные; индивидуальная работа.
Система знаний В результате изучения темы ученик должен знать/уметь: главные промышленные и сельскохозяйственные районы России и составлять их географическую характеристику по плану; главные отрасли хозяйства Нижегородской области; важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию; определять состав и структуру хозяйства России; устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России; анализировать статистические показатели развития хозяйства России; объяснять структуру экспорта и импорта в России; устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России; отстаивать свою позицию при решении экологических проблем; современные проблемы России и тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России.
Система деятельности: познавательная деятельность (анализ, обобщение собранного материала, поисковая и творческая деятельность); преобразующая деятельность (различные способы решения проблем, использование полученных знаний при выдвижении гипотез); общеучебная деятельность (различные способы поиска информации, устные и письменные высказывания, публичные выступления) самоорганизующая деятельность (постановка цели, планирование работы; анализ проделанной работы; самооценка результатов деятельности; сотрудничество)
Поурочное планирование Сроки реализации данной программы: 15 часов в 3 учебной четверти. По данной программе на изучение раздела «Хозяйство» предусмотрено 15 часов. В данном планировании были объединены следующие темы: «Развитие хозяйства. Особенности экономики России» – 1 час, «Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство» - 1 час. «Сфера услуг. Географическая исследовательская практика» - 1 час. Выделены в отдельные уроки: географическая исследовательская практика «Структура АПК» - 1 час, «Пищевая промышленность» - 1 час, и 1 час на обобщающее повторение и презентацию портфолио учащихся.
Урок Пополнение портфолио Развитие хозяйства Особенности экономики России - схема «Виды предприятий по формам собственности - схема «Этапы развития хозяйства»; - схема «Типы предприятий»; Топливно- энергетический комплекс. Угольная промышленность. - схема «Структура ТЭК» -таблица «Добыча и экспорт энергоносителей по сценарию на гг - публичное выступление учащегося - характеристика Печорского каменноугольного бассейна. Нефтяная и газовая промышленность -опорный конспект «Нефтяная и газовая промышленность» - материалы кейса «Оценка энергетических ресурсов и прогнозы энергопотребления в России; Электроэнергетика- таблица «Основные вещества, загрязняющие атмосферу» - таблица «Преимущества и недостатки разных типов электростанций», -таблица «Электроэнергетическая промышленность» - опорный конспект Поурочное планирование
Урок Пополнение портфолио Металлургия - Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии. -тест по теме «Топливно-энергетический комплекс» -публичные выступления Машиностроение- схема «Отраслевой состав машиностроительного комплекса» - схема «Отраслевой состав МСК России» - таблица «Машиностроительный комплекс России», - тест «Металлургия» - схема «Продукция МСК» Химическая промышленность. Лесная промышленность. -таблица «Химико-лесной комплекс»; -схема «Химико-лесной комплекс», «Состав лесопромышленного комплекса» - тест «Машиностроительный комплекс» Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство. - таблица «Агропромышленный комплекс» - таблица «Отрасли специализации хозяйства экономических районов России» -таблица «Центры выращивания технических культур сельского хозяйства» -публичные выступления учащихся -схема «Отраслевой состав сельского хозяйства
Урок Пополнение портфолио Учимся с «Полярной звездой» - (2) - схемы «Структура АПК», «Состав АПК» Пищевая промышленность- публичные выступления учащихся Сухопутный транспорт- опорная таблица - тест по теме «Агропромышленный комплекс» -публичные выступления обучающихся -таблица «Преимущества и недостатки различных видов транспорта» Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы -материалы кейса «Как осуществить прорыв в развитии авиационной промышленности» Сфера услуг - Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности опорная схема практикума - тест по темам «Транспорт», - схема «Состав сферы услуг Обобщение темы «Хозяйство» - портфолио
Результаты тестирования по теме «Хозяйство России»
Спасибо за внимание