Педагогика и психология профильной и высшей школы Н.И.Фатеева Тема: Таксономия образовательных целей и результаты обучения
Вопросы для обсуждения: 1. Содержание понятия «таксономия образовательных целей». 2. Таксономия Б.Блума и Д.Кратволя. 3. Таксономии отечественных ученых. 4.Значение таксономии образовательных целей для педагога.
Понятие «таксономия» Таксономия – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение. Понятие «таксономия» впервые предложено в 1813г. Швейцарским ботаником О.Декандолем.
Понятие «таксономия образовательных целей» Определение: Четкая система пед. целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия). Таксономия как иерархически взаимосвязанная система в рамках образовательной технологии создана Б. Блумом в 1956 г. Продолжена Д.Кратволем. Цели образования ими были разделены на 3 области: когнитивную, психо-моторную и аффективную.
Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка Категории учебных целей в когнитивной области
Категории учебных целей в аффективной области Восприятие Реагирование (отклик) Усвоение ценностной ориентации Организация ценностных ориентаций Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность
Таксономии отечественных ученых В основу положен уровневый системный подход описания достижений учащихся, позволяющий сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности. Уровни усвоения учебного материала: воспроизведение Пн, узнавание Пн, применение Пн, воспроизведение системы Пн, их применение (М.Н.Скаткин); узнавание, запоминание, понимание, применение (В.Н.Максимова)
(продолжение) О.Е.Лебедев; информированность, функциональная грамотность, грамотность, компетентность. В.П.Беспалько: ученический уровень (узнавание), алгоритмический (решение типовых задач, эвристический (выбор действия), творческий (поиск действия). В.П.Симонов: различение, запоминание, понимание, простейшие умения и навыки, перенос.
Значение упорядоченной системы целей для педагога Концентрация усилий на главном (выделение, конкретизация и упорядочивание целей, определение первоочередных задач) Ясность и гласность в работе учителя и учеников ( возможность их совместного обсуждения, понимание их родителями) Создание эталонов оценки результатов обучения (четкие формулировки целей позволяют более объективно оценить)
Категории учебных целей в психомоторной области Это цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно- мышечной координации Сравнительно небольшая группа целей, среди которых: навыки письма, речевые навыки, а также цели, выдвигаемые в рамках физического и трудового обучения.