У РОК – ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ : «О Т АНАЛИЗА ТЕКСТА – К СОЧИНЕНИЮ »
ЗНАТЬ : ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ.
У МЕТЬ : ВЫПОЛНЯТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА ; СОЗДАВАТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАДАННОМУ ТЕКСТУ.
Т ЕКСТ – « ОБЪЕКТ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЫШЛЕНИЯ » Тема (предмет повествования, изображения, исследования) Сложные человеческие судьбы: сиротское детство, безрадостная старость.
Проблема ( сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования) Проблема нравственности, милосердия, взаимопомощи, отзывчивости, сострадания. Прощение человека, который принес обиды, горести, унижения, пренебрёг родственными обязательствами.
Идея (то, что хотел сказать автор, истолкование, которое он даёт наблюдаемым и отображаемым им фактам жизни. Авторская оценка). Настоящий человек должен уметь прощать людей, не помнить зла, быть великодушным, проявлять сострадание, исполнять родственный долг.
Герои Котя – крепкий хозяин, злобный, бессердечный, мстительный, бездушный. Дядя – немощный старик, инвалид, чувствует вину перед родственником
Позиция автора Необходимо не только простить, но если решил исполнить родственный долг перед тем, кто нанёс обиду, то не корить, не упрекать, а проявить благородство и сострадание.
Изобразительно- выразительные средства (лексические, синтаксические средства, тропы и фигуры речи, которые участвуют в создании художественного образа, делают текст оригинальным). Диалог передает состояние старика, его потерянность и страх, чувство вины перед племянником, а также мстительность и злорадство Коти. Просторечные слова помогают создать образ Коти – необразованного парня. Слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами Риторический вопрос
Тип речи текста Повествование и рассуждение
Стиль речи текста Художественный
К ОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Вступление Формулировка проблемы Комментарий к проблеме Отражение позиции автора исходного текста Выражение собственного мнения Заключение
Н АПИСАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ ЧАСТЕЙ СОЧИНЕНИЯ Первая группа Сформулировать позицию автора исходного текста по заявленной им проблеме. Вторая группа Выражение собственного мнения Третья группа Написать заключение сочинения.
ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ Вопросы – стимулы Краткая справка об авторе Приём «Ключевое слово» Рассуждение о заглавии Приём «Маска неискушенного читателя» Приём «Опрокинутое начало» Лирическое размышление
К АРТОЧКА – ИНФОРМАТОР ДЛЯ ГРУППЫ 1. Передача позиции автора исходного текста Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)... Автор даёт оценку… По мнению автора,... Публицист убежден в том, что... Автор заставляет задуматься о... Автор текста доказывает свою точку зрения...
К АРТОЧКА – ИНФОРМАТОР ДЛЯ ГРУППЫ 2 Выражение собственного мнения Ссылка на факты: примеры из книг, газет, журналов Ссылка на законы: природы, нравственные, юридические Личный опыт Ссылки на опыт народа: пословицы, поговорки, афоризмы Трудно не согласиться с автором в том, что… С точкой зрения писателя нельзя не согласиться… Автор, безусловно, прав, утверждая, что… Трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему…
К АРТОЧКА – ИНФОРМАТОР ДЛЯ ГРУППЫ 3 Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как: концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего со чинения), например: концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например: концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения)
Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : Напишите сочинение по прочитанному тексту.