Презентация по Д.С Бортнянскому. Работа Ивановой Кристины. 11-б класса Работа Ивановой Кристины. 11-б класса
Биография Дмитрия Степановича. Дмитрий Степанович Бортнянский, родился 26 октября 1751, в городе Глухов. Российский композитор малороссийского происхождения. Основоположник русской композиторской школы, один из первых основателей классической российской музыкальной традиции. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Выдающийся мастер хоровой духовной музыки. Звуками его произведений наполнялись храмы и аристократические салоны. До сих пор Дмитрий Бортнянский справедливо считается одним из самых славных российских и украинских композиторов, гордостью и славой отечественной культуры, которого знают не только на Родине, но и во всем мире. Его отец, Стефан Шкурат, происходил из польских Низких Бескидов, с села Бортнэ и был ленком, однако стремился попасть в гетманскую столицу, где и принял более «благородную» фамилию «Бортнянский». Дмитрий Бортнянский, как и его старший коллега Максим Березовский, ребёнком учился в знаменитой глуховской школе, и уже в семилетнем возрасте, благодаря своему чудесному голосу, был принят в Придворную певческую капеллу в Петербурге.
Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга концертная организация, включающая старейший профессиональный хоровой коллектив России (основан в XV в.) и симфонический оркестр и имеющая свой концертный зал. Разговорное употребление слова «Капелла» может относиться отдельно к хору Капеллы или к хору вместе с оркестром, к концертному залу, а также к Хоровому училищу. В прошлом являвшемуся частью Капеллы.
Музыкальное наследие. После смерти композитора его вдова Анна Ивановна передала на хранение в Капеллу оставшееся наследие гравированные нотные доски духовных концертов и рукописи светских сочинений. По реестру их было немало: «опер итальянских 5, арий и дуэтов российских, французских и итальянских 30, хоров российских и итальянских 16, увертюр, концертов, сонат, маршей и разных сочинений для духовой музыки, фортепиян, арфы и прочих инструментов 61». его сочинения оперные и инструментальные были забыты вскоре после его смерти. О них вспомнили только в 1901 г. во время торжеств по случаю 150-летия со дня рождения Д. С. Бортнянского. Тогда в Капелле были обнаружены рукописи ранних сочинений композитора и устроена их выставка. В числе рукописей были оперы «Алкид» и «Квинт Фабий», «Сокол» и «Сын-соперник», сборник клавирных произведений, посвященный Марии Федоровне. Светские произведения Бортнянского … остаются неизвестными не только публике, но даже музыкальным исследователям. Большинство произведений композитора находятся в автографных рукописях в библиотеке Придворной певческой капеллы, за исключением квинтета и симфонии После смерти композитора его вдова Анна Ивановна передала на хранение в Капеллу оставшееся наследие гравированные нотные доски духовных концертов и рукописи светских сочинений. По реестру их было немало: «опер итальянских 5, арий и дуэтов российских, французских и итальянских 30, хоров российских и итальянских 16, увертюр, концертов, сонат, маршей и разных сочинений для духовой музыки, фортепиян, арфы и прочих инструментов 61». его сочинения оперные и инструментальные были забыты вскоре после его смерти. О них вспомнили только в 1901 г. во время торжеств по случаю 150-летия со дня рождения Д. С. Бортнянского. Тогда в Капелле были обнаружены рукописи ранних сочинений композитора и устроена их выставка. В числе рукописей были оперы «Алкид» и «Квинт Фабий», «Сокол» и «Сын-соперник», сборник клавирных произведений, посвященный Марии Федоровне. Светские произведения Бортнянского … остаются неизвестными не только публике, но даже музыкальным исследователям. Большинство произведений композитора находятся в автографных рукописях в библиотеке Придворной певческой капеллы, за исключением квинтета и симфонии
Последние годы жизни. В последние годы жизни Бортнянский работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его. Композитору удалось лишь издать лучшие из своих хоровых концертов, написанных в молодости, как «Духовные концерты на четыре голоса, сочиненные и вновь исправленные Дмитрием Бортнянским».Бортнянский умер 28 сентября 1825 года в Петербурге под звуки своего концерта «Вскую прискорбно еси душе моя», исполненного по его желанию капеллой в его квартире, а полное собрание его сочинений в 10 томах вышло лишь в 1882 под редакцией Петра Ильича Чайковского. Был похоронен на Смоленском кладбище. В последние годы жизни Бортнянский работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его. Композитору удалось лишь издать лучшие из своих хоровых концертов, написанных в молодости, как «Духовные концерты на четыре голоса, сочиненные и вновь исправленные Дмитрием Бортнянским».Бортнянский умер 28 сентября 1825 года в Петербурге под звуки своего концерта «Вскую прискорбно еси душе моя», исполненного по его желанию капеллой в его квартире, а полное собрание его сочинений в 10 томах вышло лишь в 1882 под редакцией Петра Ильича Чайковского. Был похоронен на Смоленском кладбище.
Д.Бортянский. Скажи ми Господи.