Краткая презентация основной адаптированной образовательной программы ГБДОУ Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 33 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Адаптированная образовательная программа (далее Программа) это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (273 –ФЗ гл.1 ст.28), разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая: в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования С учётом Примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» под ред.Л.А.Парамоновой. С учетом Примерной адаптированная основная образовательная программа для до- школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. СПб.,2014.
Нормативно-правовая база: Российской Федерации; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от г. 666). Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 33 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга. ФГОС дошкольного образования (приказ 1155 Минобрнауки РФ от г, действует с г) Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года 26 «Об утверждении САНПИН» ). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Цели и задачи реализации адаптированной основной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования Обеспечение гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста с учетом его индивидуальных особенностей развития и специфических образовательных потребностей детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Задачи по реализации Программы охрана и укрепления физического и психического здоровья детей с нарушениями речи, в том числе их эмоционального благополучия; создание благоприятных условий развития детей с речевыми нарушениями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; формирование общей культуры личности детей с речевыми нарушениями, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; Основные задачи: обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно- эстетического и физического развития детей в различных видах детской деятельности; обеспечение общей психологической готовности ребенка к школе; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
Виды детской деятельности для реализации задач Программы игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) восприятие художественной литературы и фольклора самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал изобразительная (рисование, лепка, аппликация) музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) двигательная (овладение основными движениями)
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. Образовательная программа ГБДОУ включает III основных раздела
цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; особенности развития детей дошкольного возраста; планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры) Целевой раздел:
содержание образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и по пяти образовательным областям: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие; вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; Содержательный раздел:
Материально-техническое обеспечение Программы; обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; режимы дня в дошкольном возрасте, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно- пространственной среды. Организационный раздел
образовательной деятельности, осуществляемой в процессе непосредственно- образовательной деятельности; в процессе организации различных видов детской деятельности (коммуникативная; восприятие художественной литературы; познавательно- исследовательская; конструирование; игровая; трудовая; изобразительная; музыкальная; двигательная); образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность с учетом региональной специфики; взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников Ежедневная организация жизни и деятельности детей состоит из:
Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы полноценное проживание ребенком с ТНР всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка с ТНР содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка с ТНР полноценным участником (субъектом) образовательных отношений поддержка инициативы детей с ТНР в различных видах деятельности сотрудничество детского сада с семьей приобщение детей с ТНР к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка с ТНР в различных видах деятельности возрастная адекватность дошкольного образования учет этнокультурной ситуации развития ребёнка с ТНР принцип междисциплинарного подхода
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. С целью определения уровня развития ребенка и определения дальнейшего образовательного маршрута может проводиться педагогическая диагностика воспитателем и учителем-логопедом в форме наблюдения за детьми во время образовательной и самостоятельной деятельности с фиксацией полученных результатов в специальном журнале. Эти результаты используются только для планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком и дальнейшего планирования образовательного процесса.
Особенности осуществления образовательного процесса: области, выделенные в содержании Программы Участники образовательных отношений: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ. Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке. Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. Целостный образовательный процесс включает в себя реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в разнообразных видах деятельности. Образовательный процесс, организуемый в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, включает время, отведенное на: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР.
Условия для организации специального коррекционно- развивающего воспитания и обучения детей с ТНР своевременное обследование детей; рациональное составление расписания фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм коррекционно-развивающей деятельности; планирование индивидуальной работы с каждым ребенком; наличие программного обеспечения и в соответствии с ним планов фронтальных форм коррекционно-развивающей деятельности; оснащение процесса необходимым оборудованием и наглядными пособиями; совместная работа логопеда с воспитателями группы, узкими специалистами и родителями.
2 старшие компенсирующие группы ( с 5 до 6 лет) 2 Подготовительные компенсирующие группы ( 6-7 лет) Возрастные этапы освоения Программы и типы групп
между инвариантной (обязательной) частью и вариативной частью, формируемой образовательным учреждением: инвариантная (обязательная) часть – не менее 60 %, вариативная (модульная) часть – 40% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. В Программе установлено соотношение
разработана с учетом регионального компонента на основе: парциальной образовательной программы «учебно- методического комплекта «Город – сказка, город – быль» О.В. Солнцевой, Е.В. Кореневой- Леонтьевой. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
сформирована на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования « Истоки» под ред. Л.А.Парамоновой. С учетом Примерной адаптированная основная образовательная программа для до-школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. СПб.,2014. Обязательная часть Программы
профессионального развития педагогических и руководящих работников, консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования, развития и охраны здоровья детей. В ГБДОУ СОЗДАНЫ УСЛОВИЯ ДЛЯ:
изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; Основные задачи взаимодействия детского сада с семьями воспитанников
Информационные письма (листы) Беседы; консультации Анкетирование Родительские собрания Участие в конкурсах Выставки Информационный стенд Использование ИКТ (рассылка информации, ответы на интересующие вопросы и т.д.) Формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников: