Введение новых стандартов образования приоритетными направлениями определило формирование предметных и метапредметных компетенций, ведущими из которых являются – исследовательские, коммуникативные, ИКТ компетенции. А это требует от школы формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном пространстве.
Одним из таких новых подходов является интерактивный режим обучения. «Интерактивный режим обучения – это диалоговый режим с двусторонними информационными потоками, которые направлены как к ученику, так и от него» Ш.А. Амонашвили
Интерактивное обучение (от англ. interation - взаимодействие), обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Суть этого обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.
Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Использование интерактивных средств обучения на уроках в школе дает возможность: Повысить у учащихся интерес к предмету; Подготовить к самостоятельному усвоению материала; Овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности; Интеллектуально развивать учащихся; Подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин; Расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта; Повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся
Общеобразовательная школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения технических средств обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно- воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся
Выводы: Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.
Методическая панорама «Интерактивные средства обучения в образовательном процессе»
Влияет ли применение интерактивных средств обучения на эффективность обучения школьников? В опросе приняло участие 10 человек. Были получены следующие результаты: Эффективность обучения повышается – 5 человек. Не влияет - 3 человека. Эффективность обучения понижается-2 человека
Как влияет на познавательный интерес школьников применение интерактивных средств обучения ? В опросе приняло участие 10 человек. Были получены следующие результаты: Повышается – 9 человек. Остается на том же уровне – 1 человек. Понижается - 0 человека.
Сравните урок с применением интерактивных средств обучения с обычным уроком. Опрос проводился среди учеников 8-9 классов. Урок гораздо интереснее - 15 человек. Нет никакой разницы - 4 Обычные уроки мне нравятся больше- 3.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОПРОС ПОКАЗАЛ ТО, ЧТО ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ И ОДОБРЯЕТСЯ. УЧИТЕЛЯ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ ВО ВНЕДРЕНИИ ИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. ШКОЛА ЗАКЛАДЫВАЕТ ФУНДАМЕНТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ПОЗВОЛЯЕТ РЕАЛИЗОВАТЬ ДАННУЮ ЗАДАЧУ. УЧАЩИЕСЯ УМЕЮТ ПРИМЕНЯТЬ СВОИ ЗНАНИЯ В НОВЫХ СИТУАЦИЯХ, УМЕЮТ ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ПРАКТИКЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ ИХ. ОНИ УМЕЮТ ОБЩАТЬСЯ, ДРУЖИТЬ, БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМИ, ВНИМАТЕЛЬНЫМИ ДРУГ К ДРУГУ – ЭТО ТОЖЕ РЕЗУЛЬТАТ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПОМОГАЕТ РЕБЕНКУ НЕ ТОЛЬКО УЧИТЬСЯ, НО И ЖИТЬ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ – НЕСОМНЕННО, ИНТЕРЕСНОЕ, ТВОРЧЕСКОЕ, ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАШЕЙ ПЕДАГОГИКИ.