Система домашних заданий как форма развития учебно- познавательного интереса школьников Презентацию составила зам. директора по УВР МОУ «Гауфская СОШ» Кущенко Г.В.
Домашнее задание : быть иль не быть – вот в чем вопрос…
Главные вопросы Зачем ? - цель Что ?– содержание Как? – методика Сколько? - объем
Подготовительная работа Анкетирование учащихся 4-11 классов Анкетирование учителей Анкетирование родителей 4-7, 9 классов Наблюдение ( посещение уроков, проверка дневников, журналов)
Выполнение домашних заданий По результатам детских анкет: Выполняют д/з – 66% детей Не всегда – 21 % Не выполняют – 10 %
Цели домашнего задания Позволяет повторить материал Подготовить к восприятию нового материала Связать несколько уроков в единую систему Сделать приобретение знаний личностным процессом Оказать помощь в формировании определенных личностных качеств Усовершенствовать навыки Проконтролировать усвоение Усилить познавательный интерес
Педагогически обосновать д/з значит Определить свойства личности, развитию которых служит задание, и доказать, что развитие этих качеств входит в задачи урока Определить основные знания и умения обязательные к усвоению Доказать, что объективные требования, выдвигаемые заданием, стимулируют формирование именно необходимых качеств, умений и знаний и соответствуют уровню развития класса, отдельного ученика Объяснить, почему невозможно, нежелательно или нецелесообразно выполнение этого задания на уроке
Принцип эффективности Нет необходимости задавать то, что достигнуто на уроке. То, что не получается на уроке, должно быть заранее запланировано как домашнее задание.
Содержание домашнего задания По результатам анкет учителей: Любое, приемлемое для темы урока; дифференцированное(2-3 вопроса обязательных, 4-5 – более сложных); практическое; вариативное; соответствовать закреплению изученного; дифференцированное при выполнении творческих заданий; соответствующее эмоциональности учащихся; содержать наряду со стандартными тренировочными заданиями нестандартные; по желанию- творческое (1-3 задания), но не каждом уроке; на применение знаний.
По результатам анкет учеников: Учителя очень редко дают творческие задания – 52 % Задания не делятся по уровню сложности – 66 % Преобладают неинтересные однотипные задания - 64 %
По результатам наблюдений: Преобладают репродуктивные задания – 90 %
Методика домашнего задания По результатам анкет учителей: Фронтальная беседа; письменный опрос в виде тестов; взаимопроверка; беглый осмотр на наличие письменного домашнего задания у всех; устный опрос для развития речи; индивидуальный опрос; самопроверка; само диктанты; рецензия на д/з; письменные самостоятельные работы; опрос в игровой форме; проверка с переходом на новую тему; с затруднительным заданием; с использованием карточек; пересказы; метод объяснения; метод приведения примеров; групповой метод.
По результатам наблюдений: Преобладают формы: фронтальный устный опрос, письменная самостоятельная работа, тест – 90%
Рекомендации по выполнению домашнего задания По результатам детских и родительских анкет: Учителя дают рекомендации – 74% Не всегда - 25% Дети нуждаются в помощи взрослых и обращаются за разъяснениями – к родителям – 56 %, к товарищам и учителям – по 45%
Этап предъявления домашнего задания По результатам анкет учителей: По ходу урока и в конце напомнить; немного раньше конца урока; в начале урока; иногда в середине; на любом этапе, где целесообразно; в зависимости от типа урока; после прохождения нового материала; перед закреплением материала; чтоб хватило времени до конца урока записать.
По результатам анкет детей: Д/з дается в основном в конце урока – 63 % Как придется – 24% В старших классах каждое второе домашнее задание дается после звонка с урока.
Анализ и контроль домашнего задания По результатам детских анкет: Домашние задания анализируются – 63% Не всегда – 30% Домашние задания контролируются постоянно – 75% Не контролируются – 25%
Объем домашнего задания По результатам анкет учителей: от 20 до 30% объема изученного на уроке материала; треть изученного на уроке сообразно Санпинам; тоже дифференцированный; 50% сделанного в классе; минимум, в основном выполнять на уроке.
Нормы Санитарных правил Объем д/з: 1 класс(2 п/г) – 1 час; 2 класс – до 1,5 часа; 3-5 классы – до 2 часов; 6-7 классы – до 2,5 часов; 8 класс – до 3 часов; 9-11 классы – не более 4 часов
По результатам детских и родительских анкет: Выше нормы по времени делают уроки 6-классники ( 49 % часа при норме 2,5 часа); 7-классники (24%). Остальные классы укладываются в норму.
Памятка Надо концентрировать внимание на основных знаниях и умениях; учитывать индивидуальные особенности учеников; продумывать оптимальный объем домашней работы; не перекладывать на учащихся изучение нового материала; осуществлять дифференцированный подход к подбору заданий; использовать разнообразные виды заданий и формы опроса; осуществлять инструктаж ; проверять наличие записей в дневниках; не задавать задание «под звонок»; систематически анализировать и контролировать выполнение работ ; указывать места, где можно найти дополнительные источники информации.