1 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Средне-Муйская средняя общеобразовательная школа (МКОУ Средне-Муйская СОШ) Усть-Удинский район Иркутская область Урок «Олигосахариды(дисахара)» (для учащихся 10 класса) (2 часа в неделю) (с системно-деятельностным подходом) учитель химии и биологии Голдобина Галина Николаевна 2014 год
1 2 3 Ваше настроение на начало урока?
Тест «Моносахариды» I вариант 1. Формула глюкозы а. С6Н12О6 б.С12Н22О11 в. С5Н10О5 г. С5Н10О4. 2. Реакция «серебряного зеркала» - это а. CH2OH-(CHOH)4-CH=O + 2[H] CH2OH- (CHOH)4-CH2OH б.С12Н22О11 + O2 =12C +11 H2O в. CH2OH-(CHOH)4-CH=O + 2Cu(OH)2 CH2OH-(CHOH)4-COOH + 2Cu2O + H2O г. CH2OH-(CHOH)4-CH=O + 2[Ag(NH3)2]OH CH2OH-(CHOH)4-COONH4 + 2Ag + 3NH3 + H2O 3. Маслянокислое брожение глюкозы – это а. C6H12O6 2C2H5OH + 2CO2 б. C6H12O6 2CH3-CH(OH)-COOH в. C6H12O6 C 3 H7-COOH +2H2 + 2CO2 г. С6H12O6 + Ag2O C6H12O7 + 2Ag 4. Процесс фотосинтеза солнечная а. xCO2 + yH2O + энергия Cx(H2O)y + xO2 б. Cx(H2O) y + xO2 xCO2 + yH2O + энергия в. CH2OH-(CHOH)4-CH=O + 2[H] CH2OH- (CHOH)4-CH2OH г. C6H12O6 2C2H5OH + 2CO2 5. α форма глюкозы а. б. в. II вариант 1. Формула фруктозы а. С6Н12О6 б.С12Н22О11 в. С5Н10О5 г. С5Н10О4. 2. Реакция окисления гидроксидом меди (II) - это а. CH2OH-(CHOH)4-CH=O + 2[H] CH2OH-(CHOH)4- CH2OH б.С12Н22О11 + O2 =12C +11 H2O в. CH2OH-(CHOH)4-CH=O + 2Cu(OH)2 CH2OH-(CHOH)4-COOH + 2Cu2O + H2O г. CH2OH-(CHOH)4-CH=O + 2[Ag(NH3)2]OH CH2OH-(CHOH)4-COONH4 + 2Ag + 3NH3 + H2O 3. Молочнокислое брожение глюкозы – это а. C6H12O6 2C2H5OH + 2CO2 б. C6H12O6 2CH3-CH(OH)-COOH в. C6H12O6 C 3 H7-COOH +2H2 + 2CO2 г. С6H12O6 + Ag2O C6H12O7 + 2Ag 4. Процесс дыхания солнечная а. xCO2 + yH2O + энергия Cx(H2O)y + xO2 б. Cx(H2O) y + xO2 xCO2 + yH2O + энергия в. CH2OH-(CHOH)4-CH=O + 2[H] CH2OH-(CHOH)4- CH2OH г. C6H12O6 2C2H5OH + 2CO2 5. β форма глюкозы а. б. в.
Проверь себя 1 вариант 1 –а 2 -г 3 –в 4 –а 5 -а 2 вариант 1 –а 2 -в 3 –б 4 –б 5 -в Оценки «5» - ни одной ошибки «3» - 2 ошибки «4» - 1 ошибка «2»- 3 ошибки и больше
1 2 3 Ваше настроение после теста ?
Новая тема???? ПЕРВЫЙ РУССКИЙ «……………..» ДОКУМЕНТ 14 марта 1718 года Петр I подписал первый указ о развертывании собственного ………… производства в России. В нем, в частности, содержались предписания «московскому купцу Павлу Вестову в Москве …………….. завод заводить своим коштом и в ту кампанию призывать ему, кого захочет, на что и дать ему из Мануфактурной Коллегии привилегию на десять лет и для оной фабрики вывозить ему из-за моря ………….-сырец, и в Москве из того варить головной ………….. и продавать свободно».
Новая тема??? ВМЕСТО МЕДА В 327 году до н. э. греческий историк Онесикрит, сопровождавший Алексанра Македонского в его индийском походе, описал впервые увиденный ……-сырец. «В Индии, – писал Онесикрит, – тростник дает мед без пчел».
Что надо узнать на уроке? 1.Олигосахара. Дисахара. Примеры. Строение сахарозы. 2. Биологическая роль 3. Нахождение в природе и получение сахарозы 4. Свойства сахарозы (физические и химические) 5. Применение дисахаридов
Работа в группах 1 группа – Многообразие олиго сахаров 2 группа- Получение сахарозы (дисахара) 3 группа – Физические свойства сахарозы 4 группа – Химические свойства сахарозы 5 группа – Биологическая роль олиго сахаров (дисахаридов)
Сахароза (тростниковый сахар) состоит из остатков глюкозы и фруктозы. С 12 H 22 O 11
Лактоза(молочный сахар) состоит из остатков глюкозы и галактозы. С 12 H 22 O 11
Мальтоза (солодовый сахар) состоит из двух остатков глюкозы. С 12 H 22 O 11
Рафиноза Рафиноза (раффиноза) трисахарид, состоящий из остатков галактозы, глюкозы и фруктозы. Пребиотики - это неперевариваемые компоненты пищи, которые стимулируют рост и активность полезных бактерий кишечника. Один из распространённых растительных резервных углеводов (сахарная свёкла, семена хлопчатника и др.).
Получение сахарозы из растительного сырья
Физические свойства Дисахариды твердые, кристаллические вещества, от слегка белого до коричневатого цвета, хорошо растворимые в воде и в 45 48°- градусном спирте, плохо растворимы в 96-градусном спирте, имеют оптическую активность; сладкие на вкус.
Химические свойства 1)При гидролизе расщепляются на составляющие их моносахариды. C 12 H 22 O 11 + H 2 O 2C 6 H 12 O 6 2)При конденсации дисахаридов образуются молекулы полисахаридов. 3)По химическим свойствам дисахариды можно разделить на две группы: Восстанавливающие( окисляющиеся)-мальтоза, лактоза Невосстанавливающие (неокисляющиеся)-сахароза
Биологическая роль Дисахариды (сахароза, мальтоза) служат источниками глюкозы для организма человека, сахароза к тому же важнейший источник углеводов (она составляет 99,4%, от всех получаемых организмом углеводов), лактоза используются для диетического детского питания. Широко используется сахароза в пищевой и микробиологической промышленности.
Почему сахароза не дает реакцию серебряного зеркала? В молекуле сахарозы нет альдегидной (карбонильной) группы
Усложнённый вопрос * В США выпускается интересное лекарство в таблетках под названием Obecalp. Основным его компонентом является сахар, а назначают такие таблетки детям при несущественных жалобах на здоровье. В чем особенность этого лекарства? Прочитайте название наоборот. PLACEBO
Тест на закрепление Олигосахариды 1. Исключите лишнее а. фруктоза б. глюкоза в. галактоза в.сахароза 2. Реакцию «серебряного зеркала» дают а. сахароза б. лактоза в. фруктоза г. глюкоза 3. Искусственный мёд получают путём гидролиза а. глюкозы б. фруктозы в. галактозы г. сахарозы 4. Лактоза – это сахар а. тростниковый б. свекловичный в. молочный г. солодовый 5. Гидролиз сахарозы -это а. C6H12O6 2C2H5OH + 2CO2 б. (C6H10O5)n + (n-1)H2O nC6H12O6 в. C12H22O11 + H2O 2C6H12O6 г. С6H12O6 + Ag2O C6H12O7 + 2Ag
Проверь себя 1-в 2- б,г 3-г 4 -в 5- в «5» - ни одной ошибки «3» - 2 ошибки «4» - 1 ошибка «2»- 3 ошибки и больше
Итог урока Подсчитайте общее количество баллов баллов - «5» баллов- «4» 9-7 баллов – «3» 6 и меньше – «2»
Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Домашнее задание § 33, читать, учить стр..146, упр. 13, 15 письменно. Творческое задание. «Я слаще сахара, но не сахар!»
1 2 3 Ваше настроение после урока ?