Структура школьной методической службы в переходный период введения ФГОС Семинар-практикум для заместителей директоров школ Нерчинского района 1
Методическая работа в школе – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования,
Факторы риска: o отсутствие достаточного финансирования, o снижение мотивации педагогов вследствие отсутствия стимулов, o сопротивление инновациям из-за опасения наращивания нагрузок, o неготовность учителей и администрации школы к введению ФГОС. 3
Проблемы: Психологическая «неготовность» к изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, Дидактическая «неготовность», обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, - Проблема «неготовности» к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся. 4
Процессы введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. 5
- Какие структурные компоненты модели МС школы должны оказаться незыблемыми в новых условиях? - Как изменятся принципы моделирования методической работы в школе? - Каким образом реализовать деятельностный подход в организации МР уже сегодня? - Почему мы должны это сделать? 6
Незыблемые структурные компоненты модели МС Педагогический совет Постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Рассмотрение и решение основных вопросов УВР Системообразующий центр исследовательской деятельности педколлектива. Цель педсовета – исследования – развивать умения педагогов анализировать, осмысливать, проектировать образовательную деятельность. 7
Незыблемые структурные компоненты модели МС Методический Совет Общее стратегическое руководство методической работой Определяет тему и основные направления в работе по заданной теме, организует различные мастер – классы, профессиональные конкурсы и т. д. 8
Незыблемые структурные компоненты модели МС Предметные группы учителей – предметников - ШМО Традиционные функции Разработка образовательной программы по предмету. 9
Как изменятся принципы моделирования методической работы в школе 10
1. Принцип «зоны ближайшего развития» - изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС; - оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем; - определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации; - составление программы профессионально роста педагога; - систематический контроль реализации программы, ее корректировка. 11
2. Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы - определение и квалификация распространенных, типичных запросов педагогов при внедрении ФГОС; - определение наиболее востребованного содержания методической работы; - определение соответствующих содержания групповых форм методической работы; - предоставление каждому педагогу возможности выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, курсах и других формах методической работы; - предоставление педагогу возможности предложить форму повышения квалификации. 12
Индивидуальные консультации Стажировка Наставничество Самообразование Работа над методической темой Сетевое взаимодействие Обобщение опыта Групповые Индивидуальные Творческая группа МО, Пед. мастерские Групповые консультации Мастер-классы Участие в вебинарах Участие в работе проектных команд 13
3. Принцип стимулирования творческого роста педагогов - систематическое отслеживание результатов, объективная оценка профессионального роста педагогов; - оказание помощи педагогу в определении тех сфер деятельности, в которых можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег; - определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей; - разработка положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов; - поддержка, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем в условиях внедрения ФГОС. 14
Каким образом реализовать деятельностный подход в организации методической работы? 15
Индивидуальный план подготовки к введению ФГОС учителя, включающий систему управления его реализацией на основе диагностики затруднений. 16
Проектные группы. Направления работы 1. Разработка ООП Программа духовно-нравственного воспитания Программа внеурочной деятельности. Программа формирования УУД И т. д. 2. Проекты, обеспечивающие условия для внедрения и реализации ООП Создание информационно-коммуникативной среды школы Система работы с родителями Учебный кабинет… И т. д. 17
Тьюторский центр - группа учителей, которая может обменяться опытом по общим проблемам и задачам развития школы в условиях ФГОС, реализует учебные обучающие модули для педагогов по освоению современных образовательных технологий. Моделирование урока в рамках системно- деятельностного подхода. Особенности урока в системе Занкова. И т. д. 18
Метапредметные группы учителей – предметников. Возможность реализации личностных функций педагога, повышение его профессионального статуса, готовности к инновациям для перспективного развития процесса обучения и воспитания. Исследовательская деятельность как основа формирования мета умений учащихся. Развитие познавательной активности учащихся через метапредметные формы работы Формирование УУД как условие развития мышления учащихся Развитие творческих способностей учащихся на основе метапредметного подхода к образованию И т. д. 19
Совет по введению ФГОС. Координация действий всего коллектива, информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение процесса, утверждение проекта, плана –графика изменений, стимулирование деятельности работников, разрешение возможных конфликтов. 20
Модель МС школы 1 21
основы исследовательской, экспериментальной работы проблемы, решение которых вызывает наибольшие трудности в практической деятельности методическая тема, над которой работает педагогический коллектив результаты диагностики информационных профессиональных потребностей учителей 22
Организационные формы методической работы в школе численности учителей, уровня их профессиональной квалификации, информационных профессиональных потребностей, программы развития образовательного учреждения, планируемых экспериментах и нововведениях. Дифференциация и индивидуализация методической работы может быть реализована в различных организационных формах, профессиональных объединениях педагогов Их состав, направления деятельности определяются в каждой конкретной школе в зависимости от 23
Проектный продукт План методической работы, ориентированный на отдельные группы педагогов 24
Зачем это нужно? Для обеспечения профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога. 25
Спасибо за работу 26