Профилактика конфликтных ситуаций Классный час
Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его : О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом ? Мудрец задумался и ответил : Ты глупый молодой человек. Как невежда, подобный тебе, может понять такое ? Услышав это, молодой воин рассвирепел. Да за такие слова я готов тебя просто убить ! заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал : Вот это и есть ад. Услышав эти слова, воин убрал меч в ножны. А вот это и есть небеса, заметил старик. Восточная притча
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т. п. Бытует мнение, что конфликт явление всегда нежелательное, что его надо по возможности избегать или, как только он возникнет, немедленно разрешать. Это, кстати, происходит примерно так : сначала возникает конфликтная ситуация нечто само по себе безобидное до поры до времени.
КАК ПОССОРИЛИСЬ А и Б Просто между субъектами А и Б учениками, классами, школами намечается различие позиций, мнений, целей, интересов. Затем А и Б осознают свои интересы, потом препятствия к их осуществлению ; еще через некоторое время А приходит к выводу, что упомянутые препятствия связаны с Б, и наоборот.
Наконец наступает пора действий друг против друга именно с этого момента и разражается конфликт. Таким образом, под конфликтом мы понимаем столкновение несовместимых, противоположных позиций и взглядов, которое связано с негативными переживаниями ( хотя, как и у многих понятий, у конфликта имеется множество определений и толкований ).
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются : неэффективная коммуникация ; личностная и профессиональная установка при взаимодействии ; недостаточное знание психофизиологических особенностей партнера ( особенно подростка ); неумение оказывать и принимать поддержку ; низкий уровень саморегуляции ; различия в целях, в представлениях и ценностях ; поведенческие особенности и стереотипы поведения ; различия в уровне знаний и жизненного опыта и т. д.
Как сгладить конфликтную ситуацию ? 1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным. 2. Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника. З. В споре умей выслушать собеседника до конца. 4. Уважай чувства других людей. 5. Любую проблему можно решить. 6. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.
7. Не сердись, улыбнись. 8. Начни свой день с улыбки. 9. Посмотри на других : в тебе и окружающих так много общего. 10. Взгляни на своего обидчика может, ему просто нужна твоя помощь. 11. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия. 12. Всегда внимательно выслушай своего собеседника.
Используя навыки конструктивного общения, мы минимизируем возможность возникновения конфликтных ситуаций, хотя, безусловно, это не всегда выход. Ведь причин конфликта, как мы уже отмечали, немало.
В школе вы проводите большую часть своего времени. Поэтому все конфликты, которые неизбежно возникают между подростками, между вами и учителями, являются для вас очень серьезными. Многие родители считают, что школьник сам должен решать свои проблемы и уметь налаживать отношения с людьми. Психологи придерживаются другой точки зрения : иногда помощь взрослых бывает совсем не лишней.
Таким образом, перед нами ещё одно поле деятельности, или если угодно головная боль, для классного руководителя, например. Конфликты в совместной деятельности людей, не только в организациях, практически неизбежны. Закон достойных - творить добро и не ссориться. Лао-Цзы Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее. Иоганн Вольфганг Гете
Подчас не без пользы бывает заткнуть обидчику рот остроумной отповедью : такая отповедь должна быть краткой и не обнаруживать ни раздражения, ни ярости, но пусть она умеет со спокойной улыбкой немного укусить, возвращая удар ; как стрелы отлетают от твердого предмета обратно к тому, кто их послал, так и оскорбление словно бы летит от умного и владеющего собой оратора назад и попадет в оскорбителя. Плутарх
Поистине всегда там, где недостает разумных доводов, их заменяет крик. Леонардо да Винчи От упорства в споре больше потеряешь, чем выгадаешь ; победив, ты не истину отстаиваешь, а свою невоспитанность. Грасиан - и - Моралес
Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе. Леонардо да Винчи Я всегда старался не раздражаться и уступать в ссоре, чем и достигал умиротворения, а потом уже в спокойном состоянии дело улаживалось само собой. Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена вначале. Толстой Л. Н. Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, выше этого нет ничего. Конфуций