Успешные проекты нечасты в ИТ 2000 1998 1995 1994 28%23%49% 26%28%46% 27%40%33% 16%31%53% Статистика по 30,000 проектам по разработке ПО в американских.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как готовить системных программистов Проф. Андрей Николаевич Терехов Заведующий кафедрой системного программирования директор НИИ информационных технологий.
Advertisements

Опыт и перспективы совместных учебных проектов вузов и ИТ-компаний.
Особенности использования современных методологий управления ИТ-проектами в работе географически распределенных команд В.Л.Павлов,
ИТ-образование и индустрия: перспективы сотрудничества Георгий Генс Президент холдинга ЛАНИТ Председатель комитета АП КИТ по образованию.
Учебный Центр Luxoft Обучение от экспертов программной инженерии.
Excellence in Software Engineering Подходы и способы повышения качества образования и формирования кадрового потенциала соответствующего современным международным.
Работа Комитета АП КИТ по образованию (тезисы) Георгий Генс Руководитель комитета АП КИТ по образованию.
Проект Высшая Компьютерная Школа «Эксперт» - перспективная форма подготовки российских ИТ-кадров Сергей Еремин Исполнительный директор Учебного Центра.
Опыт подготовки программистов в нижегородском институте информационных технологий (НИИТ) Кащеев Николай Иванович директор НИИТ.
1 Совместное участие Компьютерной академии СофтДжойс и СПбГУ в подготовке специалистов в области информационных.
Разработка моделей профессионально- общественной аккредитации Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) С.Ю.Рощин,
Заказной проект как игра Николай Михайловский генеральный директор компании «Веб-практика» Совместный семинар компании «Веб-практика», «Синерго» и «1С-Битрикс»Веб-практикаСинерго.
Швей В. И. Директор института компьютерных технологий СОТРУДНИЧЕСТВО С РАБОТОДАТЕЛЯМ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИТ - ОБРАЗОВАНИЯ В МЭСИ.
Distance learning in Ukraine I. Malyukova ( Ukraine), director Ukrainian Distance Learning Center, adviser to the minister of education and science of.
Web: Адрес: Белинского 58, ауд Тел. 8(4112) ИДПО – образование по мировым стандартам.
Обзор MSF и MOF Методологии управления проектами и инфраструктурой от Microsoft.
Проект «Академия НКК-МИРЭА» Академия дополнительного профессионального образования НКК как реализация модели элитного технического образования Литвинова.
ИТ-образование и индустрия: перспективы сотрудничества Георгий Генс Президент холдинга ЛАНИТ Председатель комитета по образованию АП КИТ Дмитрий Изместьев.
Преподавание программной инженерии в России Проф. Андрей Терехов Андрей Терехов-мл. Владимир Павлов.
Украинский рынок ИТ- труда Александр В. Бабич мая 2006 круглый стол «Потребности российского рынка труда в ИТ- специалистах»
Транксрипт:

Успешные проекты нечасты в ИТ %23%49% 26%28%46% 27%40%33% 16%31%53% Статистика по 30,000 проектам по разработке ПО в американских компаниях. Источник: The Standish Group International, Extreme Chaos, The Standish Group International, Inc., 2000 УспешныеПроблемныеПроваленные

Как готовить ИТ-менеджеров В.Л.Павлов, А.А.Терехов,

О докладчиках В.Л.Павлов (Днепропетровск / Питтсбург) Технический директор eLine Software, Inc. Технический директор eLine Software, Inc. MSF Practitioner, MCSD for.NET, MCT, CompTIA Certified IT Project+ MSF Practitioner, MCSD for.NET, MCT, CompTIA Certified IT Project+ Член PMI, ACM, IEEE и IEEE Computer Society Член PMI, ACM, IEEE и IEEE Computer Society А.А.Терехов (Санкт-Петербург) Исполнительный директор ЛАНИТ-ТЕРКОМ Исполнительный директор ЛАНИТ-ТЕРКОМ К.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры системного программирования СПбГУ К.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры системного программирования СПбГУ MSF Practitioner, MCSD, (ex-)MCT, IEEE Certified Software Development Professional MSF Practitioner, MCSD, (ex-)MCT, IEEE Certified Software Development Professional Член ACM, IEEE и IEEE Computer Society Член ACM, IEEE и IEEE Computer Society

О докладе Кто такие ИТ-менеджеры? Чему учить ИТ-менеджеров? Как учить ИТ-менеджеров? Как оценивать знания ИТ-менеджеров?

Кто такие ИТ-менеджеры? Люди, обладающие знаниями и квалификацией, необходимыми для управления проектами и операциями в области ИТ Основные характеристики: глубокие знания в области бизнеса + технические знания Потребность в ИТ-менеджерах существует не только (и даже не столько) в ИТ-компаниях, но и в компаниях с другим основным бизнесом Возможные титулы – директор ИТ-департамента, CIO, CTO, ERP manager…

Менеджеры программных проектов Одна из наиболее востребованных и наименее осознанных специальностей на рынке Основные характеристики: глубокие технические знания + глубокие знания в области управления проектами + коммуникабельность Специфика отечественного подхода: "Менеджерами программных проектов не выпускаются; менеджерами становятся!" "Менеджерами программных проектов не выпускаются; менеджерами становятся!"

Чему учить ИТ-менеджеров? Отсутствует стандарт на учебную программу Потенциально такими стандартами могут стать Computing Curricula: Information Systems и Computing Curricula: Software Engineering Две тенденции Управление в ИТ не отличается от управления в любой другой отрасли, поскольку законы менеджмента универсальны Управление в ИТ не отличается от управления в любой другой отрасли, поскольку законы менеджмента универсальны Управление в ИТ требует некоторых специфичных для ИТ знаний и навыков, без которых эффективное руководство невозможно. Управление в ИТ требует некоторых специфичных для ИТ знаний и навыков, без которых эффективное руководство невозможно.

Чему учить ИТ-менеджеров? Как строить учебную программу с учетом вышеописанных противоречивых тенденций? Ориентироваться на международные стандарты и сборники стандартных методик Ориентироваться на международные сертификационные программы Встраивать их в учебную программу с учетом потребностей и возможностей

Стандарты и сборники методик Международные стандарты Национальные стандарты, получившие международное признание Стандарты, разработанные отдельными корпорациями и де-факто ставшие стандартами индустрии На последующих слайдах приводится примерный (неполный) список

ANSI PMI PMBOK SWEBOK Стандарты OMG UML UML Стандарты и сборники методик

ITIL MOF MSF RUP Стандарты и сборники методик

Стандарты IEEE IEEE x IEEE x Стандарты ISO ISO 9000:2000, 15288, 12207, и др. ISO 9000:2000, 15288, 12207, и др CMMI

Доступность стандартов Бесплатный доступ Платный доступ Есть русский перевод MSF некоторые стандарты ISO, PMBOK** Только английский вариант MOF, CMMI, SWEBOK*, стандарты OMG ITIL, RUP***, стандарты IEEE, стандарты ISO

Аудит учебных планов Курс 1 Курс 2 Курс 3 Курс 4 Курс 5 Курс 6... Курс N Итог Стандарт 1 ++ Стандарт 2 - Стандарт Стандарт Стандарт М -

Изменение учебных планов Курс 1 Курс 2 Курс 3 Курс 4 Курс 5 Курс 6... Курс N Итог Стандарт 1 ++ Стандарт 2 ++ Стандарт Стандарт Стандарт М ++

Как готовить ИТ-менеджеров? Высшее образование Курсы повышения квалификации в учебных центрах Учеба без отрыва от производства

Высшее образование для ИТ-менеджеров: 2 подхода Дуальные учебные программы Специализированные учебные программы

Дуальные учебные программы Объединение бизнес и ИТ программ Например Techno MBA Program в Университете Питтсбурга (MBA + MS MIS) Например Techno MBA Program в Университете Питтсбурга (MBA + MS MIS) Отечественных программ бизнес+ИТ нет Но есть программы бизнес+бизнес например, MBA+MBI Но есть программы бизнес+бизнес например, MBA+MBI Самый дорогой и самый надежный подход

Специализированные программы Программы подготовки ИТ-менеджеров Например Information Engineering and Management Program Университета Алабамы Например Information Engineering and Management Program Университета Алабамы Только несколько отечественных ВУЗов предлагают такие программы Например, Высшая школа экономики, Академия АйТи Например, Высшая школа экономики, Академия АйТи Отечественная специфика: основное внимание уделяется вопросам сопровождения, а не производства. Отечественная специфика: основное внимание уделяется вопросам сопровождения, а не производства.

Некоторые характеристики высшего образования Плановость и системность (по определению) Необходимость организации практики Проблема эффективности Проблема доверия к знаниям к знаниям к статусу к статусу

Курсы повышения квалификации На рынке технические курсы абсолютно превалируют над управленческими В столицах ситуация начала улучшаться На курсы попадают, в основном, менеджеры среднего звена, которые потом не всегда имеют полномочия применить полученные знания Участие в курсах должно заранее планироваться (см. следующие слайды), что на практике происходит не часто

Без отрыва от производства На практике такое обучение часто сводится к ситуативному латанию дыр Нехватку технических знаний увидеть изалатать легче, чем нехватку знаний управленческих Нехватку технических знаний увидеть изалатать легче, чем нехватку знаний управленческих

Учеба без отрыва от производства Должна быть плановой и системной

Как оценивать знания? Международные сертификационные программы Компьютерные экзамены PMI PMP, MSF Practitioner, IT Project+ PMI PMP, MSF Practitioner, IT Project+ Письменные экзамены PMI CAQ, ITIL Service Manager PMI CAQ, ITIL Service Manager Устные экзамены В основном - тренерские В основном - тренерские

Тестовые центры (апрель 2003) Prometric Pearson VUE Тестовые центры Города Города Россия Украина7496

Сертифицированные управленцы (апрель 2003) PMI PMP CompTIA IT Project+ IEEE CSDP ITIL Microsoft MSFMOF Россия34~302?43 Украина0?0?20 Для сравнения: в апреле 2001 г. в СНГ было более 9000 сертифицированных Microsoft технических специалистов...

Почему мало сертифицированных менеджеров? Малая информированность (как среди специалистов, так и среди высшего руководства компаний) Нежелание тратить собственные деньги и время (а компании не готовы платить) Со стороны компаний – боязнь потерять специалиста после сертификации (ибо это бывает часто) Недостаточная авторитетность сертификаций на российском рынке (в противовес западному рынку) Языковый барьер Высокая стоимость ($50-$500)

Пример возможногоядра программы СтандартЭкзаменКвалификация PMBOK PMI PMP PMP ITIL Foundation in IT SM Manager in IT SM Manager in IT Service Management MSF Microsoft MSF Practitioner OMG UML IBM GRE---

Стоит ли овчинка выделки? Суммарная стоимость экзаменов предлагаемого ядра – порядка $1000 Это дешевле, чем приглашать в экзаменационную комиссию независимых экспертов Дополнительные преимущества: Высочайшая квалификация авторов тестов Постоянная актуализация базы вопросов Объективность тестирующей организации Независимость тестирующей организации Мировая известность тестирующей организации

Не все сертификационные экзамены можно легко встроить в вузовское обучение Условием допуска к ряду экзаменов является наличие практического опыта (иногда до 4 лет) Высокая стоимость

Долгосрочная перспектива Наиболее содержательным подходом представляется активное участие отечественных специалистов в мировом процессе по определению учебных программ обучения ИТ-менеджеров Например, это можно сделать в рамках следующих проектов: Computing Curricula: Information Systems Computing Curricula: Information Systems Computing Curricula: Software Engineering Computing Curricula: Software Engineering

Computing Curricula СС 2001 состоит из 5 томов: Computer Science Computer Science Только для этого тома на сегодня существует финальная версия – она и была переведена на русский язык под редакцией авторов данного доклада: Для остальных томов пока существуют только предварительные версии. Software Engineering Software Engineering Computer Engineering Computer Engineering Information Systems Information Systems Overview Overview Два из них могут послужить основой для программ подготовки ИТ-менеджеров В последующих поколениях Computing Curricula возможно изменение числа томов/подразделов, в т.ч. появление тома по ИТ-менеджменту ВАЖНО, ЧТО БЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ УЧАСТВОВАЛИ В ПОДГОТОВКЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ COMPUTING CURRICULA, А НЕ УЗНАВАЛИ О ПОЯВЛЕНИИ ЭТИХ ДОКУМЕНТОВ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ИХ ОФИЦИАЛЬНОГО ПРИНЯТИЯ И ПЕРЕВОДА ! !! !!!

Заключение Рассмотрен подход к подготовке технических менеджеров, ориентированный на международные стандарты и соответствующие им сертификационные программы Необходима интеграция с международными профессиональными сообществами и участие отечественных специалистов в создании программ подготовки ИТ-менеджеров

Благодарности: Д.А. Байков (ЛАНИТ-ТЕРКОМ) Д.А. Байков (ЛАНИТ-ТЕРКОМ) В.А.Бахметьев (Microsoft Россия & СНГ) В.А.Бахметьев (Microsoft Россия & СНГ) С.П.Бусыгин (eLine Software, Inc., Украина/US) С.П.Бусыгин (eLine Software, Inc., Украина/US) Л.В.Маликова (Санкт-Петербургское отделение PMI) Л.В.Маликова (Санкт-Петербургское отделение PMI) Eva Chen (CompTIA) Eva Chen (CompTIA) Dan Cooprider (Киевское отделение PMI) Dan Cooprider (Киевское отделение PMI) Donna Thompson (PMI) Donna Thompson (PMI) Файл опубликован на: Вопросы?