Урок : «С красками на физкультуру» «Тайна цвета» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Яктылык» с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара Автор: Коновалова Галия Сулеймановна, учитель физической культуры высшей категории
посредством использования методик игра- и арт-терапии на уроках физкультуры, создать условия для сохранения и укрепления психического и физического здоровья младших школьников. Цель программы:
снять состояние эмоционального и физического дискомфорта; обучить детей конструктивным способам выражения своих эмоций, чувств; выработать умение вовремя сбрасывать напряжение, снимать внутренние «зажимы», расслабляться; развивать навыки самоконтроля с опорой на внутренние резервы; формировать у учащихся навыки саморегуляции эмоциональных состояний; повысить мотивацию обучающихся к систематическим занятиям физической культурой, формировать стремление к ведению здорового образа жизни; сформировать целостное представление о роли цвета в жизни человека. Задачи программы:
Оглянитесь вокруг, скажите, много ли красок вы видите? Назовите все цвета, которые окружают вас сейчас. Какие цвета являются вашими любимыми? Почему? Добрый день! Как вы думаете, без чего невозможно воспринимать краски всего, что мы видим? Что лежит в их основе?
Без света мы не смогли бы видеть окружающий нас мир, и тем не менее нам не известно точно, что же такое свет! Мы знаем, что свет это одна из форм энергии. Можно измерить его скорость и мы знаем его характеристики. Нам также известно, что белый цвет это не отдельный цвет, это соединение всех цветов. Это называется «спектр». энергии Мы знаем, что цвет это не сам объект, а лучи света, которые от него исходят. Зеленая бумага выглядит зеленой, потому что она поглощает все другие цвета, кроме зеленого, который и воспринимает наш глаз. Синее стекло пропускает только синий цвет, все остальные поглощаются им. лучи света Солнечный свет это энергия. Тепло солнечных лучей, сфокусированных линзой, превращается в огонь. Свет и тепло отражаются белыми поверхностями и поглощаются черными. Вот почему белая одежда холоднее черной. Как вы думаете, может ли световой луч "разукрашивать" все вокруг? Посмотрите в окно? Что вы видите ясное и цветное? Знаете ли вы, что такое свет?
Ведь небо это воздух, такой же, как тот, что окружает нас, мы им дышим, но мы его не видим, он прозрачный, бесцветный. А вот высоко над головой он почему-то становится голубым разумеется, в ясные дни, когда голубизну неба не скрывают густые облака, тучи. воздух Небо везде голубое. На севере оно бледное, на юге синее-синее, у нас, в средней русской полосе, сочное, голубое. Откуда берутся чудесные цвета и оттенки ясного неба? Оказывается, это солнечный луч окрашивает воздух высоко над нашей головой! Солнце посылает на Землю свои лучи, но им приходится пробиваться через толстый слой воздуха, который окутывает Землю. А солнечный луч, как мы теперь с вами знаем, многоцветный, ведь он состоит из красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов. И вот, когда этот многоцветный луч проходит через толстый слой воздуха, частицы воздуха рассеивают, разбрызгивают все цвета солнечного спектра, но больше всего, сильнее всего именно его голубую часть, и потому небо окрашивается голубым цветом. Потому что цвет неба это голубые брызги разноцветного солнечного луча.Землю солнечного спектра Как вы думаете, почему небо голубое?
А сегодня мы будем работать с красками и узнаем много интересного о них. А начнем мы с веселого задания. Итак, давайте попробуем представить себя на солнечной лесной опушке. Вокруг нас много ярких цветов, душистых трав, сладкоголосых птиц. А там, за зеленью кустов, посмотрите, вы видите прячутся три разноцветных домика: желтый, синий и красный?! В них живут три смешных цветных гнома: Задание 1 Дорогие друзья, помогите, где, чей дом, мне скажите! Как вы думаете, какой гном живет в зеленом домике? Какой в синем? А кто, по вашему мнению, хозяин замечательного красного домика?
Запомните, что три цвета, которыми гномы раскрасили свои дома: желтый, синий и красный, называются основными. Никоим образом их нельзя образовать путем смешивания других цветов, какие бы краски вы не смешивали между собой. Но из основных можно получить другие цвета, если смешивать их друг с другом. Вы сами можете создать это чудо и увидеть, какие цвета образуются в результате смешивания красок. Давайте мы с вами и попробуем поиграть красками, а потом вы покажете, у кого какая краска получилась? Три основных цвета
Как вы думаете, влияет ли цвет на настроение, самоощущение, и, в конечном итоге, здоровье человека? Здоровье Желтый и лимонный цвета активизируют двигательные центры, активизирует энергию для мышц, стимулируют и очищают печень, кишечник, кожу, обладают желчегонным и слабительным действием. Это цвета радостного настроения. В офтальмологии – при косоглазии, слабовидении, заболеваниях глаза. Зелёный цвет устраняет спазмы сосудов и понижает кровяное давление, расширяет капилляры, способствует хорошему настроению. Поэтому применяется при сердечно-сосудистых заболеваниях. Синий цвет, наоборот, способствует спазму сосудов и повышает давление. Что интересно синий цвет обладает противомикробным действием. Ещё во времена древнейших цивилизаций люди использовали цвет для лечения. Так, в Древнем Египте были специальные помещения в храмах, где солнечные лучи преломлялись и давали разные цвета спектра. Человек буквально купался в цвете. Назывался этот способ лечения – Ра-терапия. В наши дни ей на смену пришла хронотерапия. Она изучает влияние цвета на здоровье человека. Так, красный цвет стимулирует нервные центры, левое полушарие, заряжает энергией печень и мышцы. Однако при длительном воздействии может вызвать усталость и учащенное сердцебиение. Красный цвет применяется при лечении малокровия, бронхиальной астмы, пневмонии, заболеваний эндокринной системы, ревматизма, апатии, патологии сетчатки глаза и косоглазия.
Арт-терапия
при регулярном выполнении игравых, релаксационных и арт-терапевтических упражнений у большинства обучающихся должно сложиться ощущение цельности, ясности и надежности собственного тела; благодаря освоению навыков психической саморегуляции снизится двигательная активность у гиперактивных и тревожных детей во время учебного процесса; в силу возраста обучающихся часто не осознают своих психологических «заноз», а благодаря работе мышц во время физических упражнений, прослушиванию музыки, овладению дыхательными упражнениями будет обеспечиваться активная разрядка эмоций; занятия по программе помогут формированию более адаптивных поведенческих реакций у детей и формированию позитивных установок, что также позволит снять эмоциональное напряжение; с помощью занятий про специальная (реабилитационная) психологическая адаптация к социальной напряженности, стрессовым ситуациям; повышение мотивации к систематическим занятиям физической культурой,способствующим формированию навыков ведения здорового образа жизни. Ожидаемые результаты:
Данная программа имеет: социальную значимость, так как: а) способствует снижению тревожности у детей, обучает приемам и навыкам, укрепляющим психологическую устойчивость; знакомит с эффективными способами снятия эмоционального и физического напряжения; повышает уверенность обучающихся в собственных силах; б) формирует устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом; повышает значимость урока физической культурой как основной формы физического воспитания; научную значимость, так как это новое направление в работе с ученическим коллективом, связанное с воздействием на эмоциональную сферу ученика на уроке физической культуры; практическую значимость, так как программа проста в применении и доступна для использования педагогами и психологами с любым опытом работы. Все новые понятия даются не путем формирования определения, а через разнообразные примеры, сравнения, ассоциации и их обсуждение. Значение программы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Спасибо за внимание!