«Учитель как субъект управления качеством образовательного процесса» Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, кандидат биологических наук, доцент galeeva-n.uСoz.ru
Объекты управления в школе. Качество образовательного процесса в школе Качество результатов Качество самого процесса: условий, ресурсов, событий Качество управления
Объекты и позиции мониторинга 1. Качество результатов образовательного процесса как степень удовлетворения образовательных потребностей ученика Изучение состояния здоровья школьников 1.2. Динамика изменений в обученности, развитии внутренних ресурсов учебного успеха, воспитанности, готовности к продолжению образования 1.3. Изучение психологического состояния ученика, удовлетворения его познавательных потребностей; его отношений с учителями, педагогами – воспитателями, родителями, с друзьями Мониторинг качества образовательного процесса в школе.
2. Уровень качества самого образовательного процесса, его условий и ресурсов Качество уроков Качество внеурочных внутришкольных и внешкольных событий 2.3. Качество кабинетной системы и обустройства образовательного процесса в целом 2.3. Динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя 2.4. Изучение психологического состояния учителя и воспитателя, их отношения к работе
3. Уровень качества управления Качество методической и опытно-экспериментальной работы как ресурс управления качеством результатов Качество управленческой деятельности всех субъектов ОП 3.2. Качество управленческой деятельности всех субъектов ОП 3.3. Качество управления взаимодействием с родительской общественностью, социумом
Базовый, репродуктивный уровень реализации компетенций (низкий уровень реализации управленческих функций – «скажите мне как, что и зачем и я сделаю») Продуктивный уровень (достаточный уровень реализации управленческих функций «я знаю много способов, скажите мне критерии выбора») Высокий уровень реализации управленческих функций «я знаю, зачем, могу корректировать цели … от условий, выбрать наиболее эффективные способы обучения, при дефиците ресурсов – создаю собственные, могу управлять в ситуации неопределенности») Ситуативное управление Ситуативное и тактическое управление Стратегическое,опережающее управление
Ресурсы реализации требований ФГОС к образовательным результатам ученика учителя Содержание предмета Формы и виды учебной деятельности ученика Стиль и способы педагогической коммуникации Методики и технологии обучения Материально- техническое оснащение Компетентность учителя
Праксеологическая модель внутренних ресурсов учебного успеха ученика
Государственное общеобразовательное учреждение Центр образования 1178 ЮАО г. Москва Государственное образовательное учреждение города Москвы Центр образования ЮАО 1272 Государственное образовательное учреждение Центр образования 936 ЮАО г.Москвы Государственное образовательное учреждение Школа надомного обучения 196 ЮАО г.Москвы
Целью управленческой деятельности на каждом уровне управления является создание условий теми, кто управляет, для успешной деятельности тех, кем управляют. Эффективно управляем только тем, что умеем измерять. Мы не избавляемся от того, за что ругаем, но получаем то, за что хвалим.
1. Управленческую составляющую общей компетентности учителя в настоящее время можно назвать системообразующей, важнейшей, определяющей результативность и оптимальность деятельности учителя, особенно на этапе модернизации и введении ФГОС 2. Каждый учитель может овладеть управленческими технологиями и знаниями на достаточном и оптимальном уровнях. Основные выводы 3. Учитель, владеющий управленческой компетенцией на высоком уровне, может обеспечить положительную динамику в обученности и общем развитии каждого ученика.
5. Качество педагогического общения можно повысить, если все члены коллектива будут обучаться технологиям управления общением. 4. Освоение учителем технологий управления в системе «учитель-ученик» должно проходить обязательно параллельно с изменениями в общей системе управления школой. 6. Реализация учителем требований ФГОС к метапредметным результатам в виде регулятивных универсальных учебных действий ученика обеспечит необходимые условия для развития ученика как субъекта реализации собственных управленческих функций.
Ссылки на работы, где обобщён значительный теоретический и практический материал по теме доклада 3. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М., Галеева Н.Л. Мониторинг для учителя. // Управление школой. – – Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Центр «Педагогический поиск», Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образова-тельными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Шамова Т.И. Галеева Н.Л. Постановка целей и планирование учебного процесса – важнейшие компетенции современного учителя // Биология в школе. – – 4, 5.
7. Гузеев В.В. Иерархия целей в учебном процессе: элемент, урок, модуль, блок. // Директор школы. – – 4. – С Заславская О.Ю. Формирование управленческой компетентности учителя в системе непрерывного образования // Наука и школа. – – 1. – С Сенновский И.Б. Управленческая деятельность учителя // Педагогика. – – 2. – С. 48– Галеева Н.Л. «Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса»: лекции 1–8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», – Галеева Н.Л. «А кто здесь занимается фердипюксом?..» (творчество учителя как способ реализации его управленческих функций). «Начальная школа плюс до и после» 6, Галеева Н.Л. «Результативность личностно- ориентированного образовательного процесса» (методическое пособие) // Завуч. – – 2. – С. 53.
Благодарю за внимание. Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, кандидат биологических наук, доцент galeeva-n.uСoz.ru