это система совместной деятельности учителя и ученика, гарантирующая достижение определенных результатов при соблюдении описанных условий и способная не терять эффективность при переносе в другую педагогическую реальность.
Технология и методика Предмет методики – Методическая система Методическая система Цели Содержание Методы Формы Средства Приемы
Побудительные причины, побуждающие общество проектировать и использовать педагогические технологии: возможность проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия учеников и учителя; обеспечение гарантированных результатов обучения; снижение негативных последствий работы малоквалифицированного учителя.
Три стадии развития технологического подхода Эмпирическая - Обобщение опыта успешных учителей на больших массивах учеников за длительное время: «я делаю так» Алгоритмическая - Проектирование детальных жестко детерминированных алгоритмов деятельности учителя и учеников: « Делай всегда так…» Стохастическая - проектирование вероятностных алгоритмов управления деятельностью учеников: «Если у тебя такие ученики, такие цели и такие ресурсы, то делай так…»
Сущностная характеристика образовательной технологии 1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел 2. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в строгом соответствии с целевыми установками 3. Целевые установки имеют форму конкретного ожидаемого результата 4. Подготовка и реализация технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и школьников на договорной диалоговой основе 5. Поэтапность, пошаговость системы действий 6. Гарантированность достижения планируемого результата 7. Органической частью технологии являются диагностические процедуры
1. Понятию «учебный модуль» в педагогике соответствует: А) Часть учебной программы, представленная в учебнике определенной главой Б) Любая большая тема в программе В) Часть учебной программы, имеющая законченную внутреннюю логику и определенные, четко диагностируемые цели
2. Что из перечисленных ниже видов обратной связи подходит под определение «педагогическая диагностика»: А) только тестовый контроль Б) только письменные работы учащихся В) Любая рефлексия учащихся, поддающаяся контролю и анализу
3. Чем принципиально отличается проектирование ТК при МТП от традиционного тематического планирования: А) последовательностью действий при проектировании технологической карты Б) структурой технологической карты В) наличием определенных элементов технологической карты
Варианты последовательности действий учителя при традиционном планировании: 1. Учитель открывает учебник, считает количество параграфов раздела 1. Учитель открывает учебник, считает количество параграфов раздела. 2. Определяет количество учебных часов на тему по государственной программе. 3. Делит количество параграфов на количество часов. 4. Планирует поурочные цели, методы, приемы работы, подбирает или составляет сам варианты к/р, зачеты. 1
Варианты последовательности действий учителя при традиционном планировании: Определяет количество учебных часов на тему по государственной программе. 1. Определяет количество учебных часов на тему по государственной программе. 2. Выстраивает логику изучения темы, распределяет учебное содержание по учебным часам. 3. Планирует поурочные цели, методы, приемы работы 3. Планирует поурочные цели, методы, приемы работы. 4. Подбирает или составляет сам варианты к/р, зачеты. 2
(Г) (Г) Целеполагание ученика на изучение темы (Л) (Л) Целеполагание на деятельность для учителя по обучению в рамках темы (О) (О) Отбор и структурирование содержания (О) (О) Составление вариантов зачетной работы (Н) (Н) План изучения темы по урокам (Х) (Х) Определение времени и места промежуточной диагностики (Е) (Е) Проектирование поурочных информационных карт для ученика (Т) (Т) Проектирование поурочных информационных карт для учителя
Последовательность действий учителя при использовании модульной технологии планирования: 1. Проектирует цели для учащихся, исходя из стандартов и особенностей контингента. 2. В соответствии в этими целями подбирает или составляет варианты окончательной диагностики. 3. Исходя из структуры окончательной диагностики проектирует свои цели – ТДЦ. 4. Отбирает и структурирует тот объем содержания, который обеспечит достижение целей ученика и учителя. 5. Выстраивает логику изучения темы, корректируя количество часов и определяя место и время промежуточной диагностики. 6. Поурочно планирует учебную деятельность детей (ИКУ для ученика), а свою деятельность планирует как руководство учебной деятельностью учащихся (ИКУ для учителя).
Информационная карта урока учителя (лицевая сторона) Модуль ( тема) Тема урока « _______________________________________________________» Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать, что уметь после изучения темы) Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.) Предметные цели 2. Цели, отражающие развитие ОУУН 3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели Опорные понятия, термины Новые понятия, термины Домашнее задание
Информационная карта урока учителя(на обороте) Этапы урока Деятельность учащихся Дидактическое обеспечение 1. Организационный момент ( тема, содержание урока, план) Подведение итогов урока
Вариант технологической карты учебного модуля ТК учебного модуля «______________________» Цели для ученика (ЗУН) Цели для учителя 1. Предметные 2. Развивающие 3. Воспитательные Д Об, Кд 1 д 2
Учебный модуль как информационный ресурс Варианты зачетных работИКУ 1 для учителяИКУ 1 для ученика ТК модуля Дидактич. материалы к уроку 1 и т.д.
как средство оптимизации педагогической деятельности
Памятки, рекомендации для учителя, приказы по школе Необходимые данные по обучающимся для индивидуализации учебного процесса ( карты класса, или карты ИСУД ученика, программы индивидуальной работы) Программы, апробируемые учителем Календарно-тематическое планирование по предмету Учет деятельности учителя по реализации программы развития и плана работы школы (заполняется сами м учителем в течение года) Мониторинг качества уроков (форма анализа урока) ( предоставляется учителем при каждом посещении урока администратором или коллегой-учителем) Макет управленческой папки учителя а 3.
Требования к уроку Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ 2 – требование выполнено 1 – есть резервы 0 - требование практически не выполнено Качество урока _ Сумма баллов х 100% 10 70% хор 100 – 85% оптимальный уровень - ОТЛ 84 – 60% допустимый уровень - ХОР 59 – 50% - критический уровень - удовл менее 50% - недопустимый уровень - НЕУД 1.
Участие члена методического объединения __________ ______________________________________________ в реализации программы развития школы и выполнении общешкольных годовых планов: 2. Открытые уроки Выступления на м/о, ПТГ НМС, педсовете Обобщение методической темы или темы ОЭР (работа сдана в методкабинет школы) Статья в печатных изданиях (название, ссылка) Открытые уроки Участие в подготовке конференций,педсоветов,семи наров ??
Утверждаю _______________ Зам дир. по учебной работе «______»__________ 200___г. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН По предмету __________________________________________________ ______ На _____________________________ 200___ - 200___ учебного года Количество часов по учебному плану________________ В том числе лабораторно-практических работ________ Итоговых тематических контрольных работ ________ Составлен в соответствии с программой___________ Учебник ____________________ Рассмотрен на заседании методического объединения ГОУ СОШ
занятий Наименования разделов, тем по программе, модулей и тем занятий Вид занятий Срок проведения занятий Примечания (Программа экскурсий ) К А Р А Н Д А Ш О М
3 а. Программы, авторские курсы, апробируемые учителем (отметка об утверждении программы, курса)
Необходимые данные по обучающимся для индивидуализации учебного процесса ( карты класса, карты ИСУД учеников группы учебного риска, план карты для индивидуальных занятий или программ развития ученика) 4.
Индивидуальная программа развития общеучебных навыков ученика 10Б кл. Гр. Евгения задания по карте диагностики ОУУН Общеучебные навыки и умения, уровень которых сформирован недостаточно на сентябрь 2003 года В какой форме, какими заданиями необходимо развивать недостаточно сформированный навык 8Установление закономерностей, причинно- следственных связей Решать и составлять развивающие каноны, логические пропорции, логические цепочки Строить системы понятий и интеллектуальные карты по теме Алгоритм чтения графиков, описание закономерностей, выраженных графически 14Анализ аудиальной информации Решать как можно больше заданий, проговаривая основные выводы вслух. «Вы хотите сказать, что…» Анализировать вслух услышанное на уроках 16Тренировать кинестетический канал восприятия и переработки информации Объяснять понятие «глухонемому» Учить термины и понятия с помощью карточек (на одной стороне – понятие, на другом – определение) Складывать системы понятий из карточек Строить модели биологических структур из подручных материалов Определять на ощупь все качества природного объекта
Памятки, рекомендации для учителя, приказы по школе, касающиеся непосредственно текущей деятельности учителя 5.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях. В таком случае, заметят нам, педагогов еще нет, и не скоро они будут. Это очень может быть; но тем не менее положение наше справедливо (…) Педагогика находится еще не только у нас, но и везде в полном младенчестве, и такое младенчество ее очень понятно, так как многие из наук, из законов которых она должна черпать свои правила, сами еще недавно только сделались действительными науками и далеко еще не достигли своего совершеннолетия…». Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения. М. Педагогика. т 5. с 15.
«Каждая наука, изучающая человека, имеет педагогическую составляющую»