Итак, вы написали трактат и хотите опубликовать его. Поступите следующим образом: Если вы понимаете, что написали и можете доказать это - пошлите в какой-нибудь математический журнал! Если вы понимаете, что написали, но не можете доказать это - пошлите в журнал по физике! Если вы не понимаете, что написали, но можете доказать это - пошлите в журнал по экономике! Если вы ничего не понимаете, что написали и не можете доказать это - пошлите в журнал по философии! А какой трактат нужно послать в журнал по педагогике?..
60 лет назад три научные школы З.Фрейд, Ж.Пиаже. …обучение и развитие – независимые процессы. «…обучение плетется в хвосте у развития" В.Джемс …любое обучение развивает "не знал- узнал, не умел- научился", означает - развился. Л.С.Выготский, Н.А.Менчинская, К.Коффка Обучение и развитие два независимых, но сопряженных процесса Обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным последующее обучение – "обучение забегает вперед развития"… :
Ряд ученых - педагогов и психологов (Я.А. Коменский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, А.М. Кушнир, Д.Б.Эльконин, Л.В. Занков и др..) сформулировали ряд условий, при которых обучение становится развивающим. 1. Учебный процесс должен мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности; 2. При отборе степени сложности решаемых учеником задач важно проектировать учебный процесс так, чтобы опираясь на зону актуального развития учащегося переводить его в зону ближайшего развития, другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся. 3. Для эффективного развития обучаемого важно создавать в учебном процессе для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха, т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем. Каждый ученик должен прожить ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников.
Цель Формирование знаний, умений, навыков Школа памяти Школа развития + Развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения проблем; создавать в ходе деятельности новые продукты – материальные или идеальные.
Интегральная характеристика Школа памяти Школа развития Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный Девиз педагога"Делай как я""Я вместе с тобой", «Пробуй сам», "Не навреди" Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность
Формы организации Фронтальные Групповые, коллективные, индивидуальные Методы обучения Иллюстративно- объяснительные, информационные Проблемного изложения; частично-поисковый, эвристический; исследовательский, рефлексивный Ведущий принцип "Продавливание"Выращивание" Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, творческий, проблемный
"Формула обучения" Знания - репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно- дисциплинарных знаний Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся, тьютор Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности
При оценивании успешности учебных действий выставляются оценки не за конечный результат, а берется во внимание процесс его получения, при этом вводится принцип относительной успешности. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких-то действий, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами учебной деятельности. На «пять» На «три» Оценка вычитанием: от количества ошибок Оценка сложением: сколько сделал и как в дополнение к тройке
Существенным требованием к постановке и выдвижению образовательных целей в рамках "знаниевой" и "способностей" педагогики в рамках "знаниевой" и "способностей" педагогики является их конкретность, а также диагностичность. Конкретность цели предполагает возможность предъявить цели ученику в виде конкретных результатов. Диагностичность цели предполагает возможность зафиксировать изменения в ученике, которые произошли в результате учебной деятельности, организованной педагогом.
Исследовательский подход в обучении Характерной чертой этого подхода является реализация педагогом модели "обучение через открытие". Коммуникативный подход в обучении Характерной чертой этого подхода является наличие в учебном процессе дискуссий, различных точек зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Имитационное моделирование или игровой подход в обучении. Характерной чертой этого подхода является моделирование жизненно важных затруднений в учебном процессе и поиск путей их решения. Психологический подход в обучении. Характерной чертой этого подхода является создание условий для мотивации, самоопределения обучаемого к выполнению той или иной учебной деятельности.
Рефлексивный подход в обучении. Особенностью этого подхода является создание условий для осознания учеником способа деятельности: того, как, каким способом получен результат, какие встречались затруднения при осуществлении деятельности, как ученик преодолел затруднения.
Исследовательский подход в обучении Коммуникативный подход в обучении Имитационное моделирование или игровой подход в обучении. Психологический подход в обучении. Рефлексивный подход в обучении.