Смысло-ориентированные предметы Эти предметы потенциально богаты содержанием, помогающим вписать личность в национальный и мировой культурный процесс, формировать умения выражать себя разными способами, Литература, все предметы искусства, которые помогают ребенку ощутить «себя в мире». Обеспечивают возможность выбора собственного способа самовыражения
Структурно-ориентированные предметы Устройство мира через жесткие, наперед заданные алгоритмы без субъективизма по отношению к содержанию. Математика, физика, химия, география, биология. Дают возможность отрабатывать предметные навыки, отрабатывать предметные навыки, позволяющие реализовать личностную ориентацию ученика в реальном пространстве на деятельностной основе.
Позиционно-ориентированные предметы Принимают многозначность позиций, неоднозначность трактовок, определенную размытость утверждений и формулировок. Эти предметы предполагают определенную долю субъективности – по организации уроков это коммуникативно-диалоговый способ моделирования окружающей реальности. Эти предметы должны быть ориентированы на развитии способов коммуникации, работы в диалоге, участие в обсуждениях. История, обществознание, литература
1. Смысло-ориентированные предметы 2. Структурно-ориентированные предметы 3. Позиционно-ориентированные предметы А. Русский язык Б. Математика В. Физкультура Г. Экология Д. Элективный курс «Как выбрать профессию» Е. Профильный курс «Прикладная математика в биологических науках» Соотнесите предметы и курсы с предложенными критериями классификации:
Объяснительная записка: Назначение программы и возможности курса для поддержки процессов саморазвития, самоопределения, самопознания. Цели учебной программы в соответствии с особенностями контингента Задачи учебного курса в данном образовательном процессе Мировоззренчекий, социализирующий, развивающий потенциал курса Преемственность и интегрированность содержания курса с другими общешкольными и специальными предметами 1.
2. Перечень стержневых линий курса. Аннотированный перечень учебных модулей, учебных тем с примерным распределением учебных часов.
3. Технологические карты модулей (учебных тем) Целеполагание для ученика (трехуровневое) Целеполагание для учителя (развивающие, социализирующие, коррекционные и предметные цели). Примерная логическая структура темы по урокам
4. Рекомендуемые приемы учебной деятельности для индивидуализации учебного процесса по курсу ( системы развивающих заданий, темы проектных работ, формы работы по ознакомлению с новым материалом, формы и виды домашних заданий, максимально реализующие дидактический развивающий потенциал данной учебной темы
5. Описание диагностических процедур и контрольно-измерительных материалов (окончательных и промежуточных) для определения динамики изменения обучаемости и обученности по предмету в рамках темы.
Авторские элективные курсы Цели, задачи, ресурсы, планирование, организация, анализ результативности
Элективные курсы- курсы по выбору Традиционные предметные Авторские Факультативы, углубленное изучение предмета, науки Расширение раздела базового плана Введение в основы науки, профессии Освоение вида деятельности профильные п р е д профильные
Алгоритм составления пояснительной записки: Выбор содержания ( от проблем ученика) Отличия от базового курса Ресурсы ( тексты, оборудование и т.д.) Виды деятельности, виды работ Критерии успешности в процессе работы Чем завершится участие ученика в работе Как оценит свой успех учитель Доля самостоятельности ученика, его выбор
Требования к элективным курсам предпрофильной подготовки к элективным курсам предпрофильной подготовки Избыточность ( курсов должно быть много) Кратковременность ( 6 – 16 часов) Оригинальность содержания, названия Участие учащегося в проекте должно заканчиваться определенным результатом ( творческим сочинением, индивидуальным или коллективным проектом и т.д.) Структура программы элективного курса Титульный лист. Пояснительная записка. Содержательная часть. Методическая часть. Приложения.
Требуется описать в пояснительной записке: актуальность программы, обоснование необходимости её внедрения; цели, отражающие результат; обоснование отбора именно такого содержания; основные технологии, методы, формы и виды занятий; внутрипредметные и межпредметные связи; сведения об учащихся, на которых рассчитана программа; характеристику ресурсов (материальных, экскурсии и т.д.); сведения о результатах апробации программы.
3. Содержательная часть: Аннотированный перечень тем, с указанием времени на их изучение, а также с указанием практических и лабораторных работ, экскурсий. Краткое содержание темы Виды и формы занятий (лабораторная работа, практическая работа, диспут, экскурсия и т.д. Приемы и способы учебно- познавательной деятельности детей Результат занятия ( описанный операционально и диагностично) 4. Методическая часть. Методические рекомендации по организации и проведению занятий Рекомендации по развитию ОУУН в процессе занятий Детальное описание технологии обучения по каждой теме Критерии эффективности в реализации программы Формы и методы диагностики достижений учащихся Список рекомендуемой литературы 5. Приложения. Тематическое планирование Тематическое планирование Дидактический материал Дидактический материал Дискеты, диски с авторскими разработками к курсу Дискеты, диски с авторскими разработками к курсу
Экспертная оценка программы Критерии оценки программы элективного курса 1. Актуальность содержания программы для данного контингента учащихся 2. Мотивационный потенциал темы 3. Диагностичность и операциональность целеполагания 4. Соответствие содержания поставленным целям 5. Системность содержания ( логическая структура курса) 6. Инвариантность содержания ( возможность реализовать разнообразные способы присвоения одного и того же содержания для разных учащихся) 7. Мировоззренческий потенциал 8. Практическая направленность 9. Контролируемость программы ( как прописаны требования к знаниям, навыкам) 10. Реалистичность программы с точки зрения времени
п/п Критерии Балл макс - 10 Примеч ания 1 Актуальность содержания 2 Мотивационный потенциал 3 Диагностичность и операциональность целеполагания 4 Соответствие содержания поставленным целям 5 Системность содержания ( логическая структура курса) 6 Инвариантность содержания ( возможность реализовать разнообразные способы присвоения одного и того же содержания для разных учащихся) 7. Мировоззренческий потенциал 8 Практическая направленность 9 Контролируемость программы ( как прописаны требования к знаниям, навыкам) 10 Реалистичность программы с точки зрения времени Сумма баллов
Если более 80 баллов – рекомендовано. Если менее – требует доработки, с указанием рекомендаций. Заключение: