Качество образовательного процесса Качестворезультатов Качество условий и ресурсов События:уроки,мероприятия,оснащение и обустройство и т.д. и т.д. Качество управления Качество ВШК, стиль управления, система поощрений и т.д. Качествоработыучителя
Что мотивирует педагогических работников, повышает эффективность и результативность их работы?
Теория мотивации Ф. Герцберга, последователя и разработчика «школы человеческих отношений» Элтона Мейо
Группа факторов, которая непосредственно влияет на удовлетворение физиологических потребностей человека гигиенические факторы уровень заработной платы, межличностные отношения в коллективе, политика администрации, степень непосредственного контроля за работой персонала, комфортабельность рабочих мест сотрудников не стимулируют персонал к хорошей работе
Мотивирующие факторы Удовлетворение потребности в признании и уважении, эстетические и познавательные потребности, в реализации своих возможностей и развитии собственной личности. успех деятельности работника, признание и одобрение результатов его труда, продвижение по службе, высокая степень ответственности, возможности для творческого и делового роста. оплата труда, если таковая зависит от результативности деятельности работника
Вывод: мотивирующие факторы работают на достижение целей школы. гигиенические факторы успешно воздействуют на удовлетворенность сотрудников своим трудом
Вестник образования 7, апрель 2007 ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «…под профессиональным стандартом педагогической деятельности будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности».
Владимир Дмитриевич Шадриков достаточно четко определил направления действий работников высшей школы после приобретения стандартом статуса нормативного документа (см. интервью в «Вестнике образования» 7, 2007): … «образовательные программы педвузов должны быть ориентированы на достижение целей, заявленных в профессиональном стандарте», (…) «…результаты работы педвузов в этом случае будут оцениваться с позиций профессионального стандарта, их выпускники должны соответствовать заявленным требованиям», «Для этого сначала необходимо организовать повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, а затем реформировать содержание образования, написать новые учебники (выделено мной).
Целенаправленное проектирование системы постдипломного образования Оценка успешности профессиональной деятельности учителя на рабочем месте – в школе (мониторинг «по учителю») Управление профессиональной компетентностью учителя в пространстве действия стандарта Программы педагогических ВУЗов, колледжей Критерии профессиональных конкурсов Профессиональ-ный стандарт как система компетенций
Что влияет Что необходимо знать, иметь,уметь
Социальная служба Система работы школы с семьей Система методической работы в школе Психолого- медико- педагогическое сопровождение Управление через мониторинг обученности. обучаемости, развития ОУУН добавьте ресурсы Система работы школы в микросоциуме школы в микросоциуме Образовательный процесс
Принятая коллективом педагогическая идея, концепция, парадигма Компетентный учитель Обустройство образовательного процесса Эффективное управление
Личность – развивающаяся система отношений человека с миром, с самим собой, с другим. Саморегуляция Самореализация Самопознание Самоопределение Система комплексной психолого- медико-педагогической помощи Система школьных событий – циклограмма, интегрированность, целостность Стиль педагогического взаимодействия в школе Методическая работа в образовательном учреждении, округе, городе Образовательный процесс как система Социальная поддержка Взаимодействие с социальными партнерами Управление образовательным процессом как системой
1. Опираясь на схемы, выделить проблему, определить вопросы проблемного поля, определить необходимые условия и ресурсы для решения проблемы. 2. Проанализировать реалии школы и составить план по решению проблемы. 3. Представить это на двух-трех листах А4 или на двух- трех слайдах презентации. 4. Определите, какие из системы ваших компетенций будут задействованы при решении этой проблемы.
проектирование компетенций Управление реализацией и развитием компетентности
самостоятельной познавательной деятельности -компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; гражданско-общественной деятельности -компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); социально-трудовой деятельности -компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); бытовой сфере -компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); культурно-досуговой деятельности компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001, стр. 15.
1. Политические и социальные компетенции 2. Компетенции, связанные с жизнью в много культурном обществе в много культурном обществе. 3.Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией 3. Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, 4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества информатизации общества. 5. Способность учиться 5. Способность учиться на протяжении жизни на протяжении жизни 1. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности деятельности 2. Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности 3. Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности 4. Компетентность бытовой сфере в бытовой сфере 5. Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности
Предметно-методологическая компетентность; компетентность; ориентация в современных ориентация в современных исследованиях по предмету исследованиях по предмету Компетентность в сфере Компетентность в сфере закономерностей закономерностей познавательных процессов в обучении процессов в обучении Компетентность в области валеологии в области валеологии образовательного процесса образовательного процесса Компетентность в Компетентность в области управления области управления качеством образовательного процесса качеством образовательного процесса Коммуникативная компетенция УШ 23, 2005, 17, 20, 2006 Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса, УШ , 2007 (дистанционный курс)
Маркова А.К. Лернер И.Я., Краевский В.В. А.В.Хуторской и др Составляющие структуры профессиональной компетентности учителя знания а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения позиции и установки в) профессиональные психологические позиции и установки учителя, требуемые от него профессией личностные особенности г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями
Завучи о компетентности учителей своих школ ( 2007 год, 154 респондента ( 2007 год, 154 респондента)
«…Мы должны, наконец, понять, что обучение есть деятельность управленческая. Управлять учением – значит создавать такие условия, при соблюдении которых деятельность учения достигала бы поставленных целей. Жаль, что в зале нет специалистов в области управления…». Из речи В.В.Давыдова на конференции международной ассоциации Развивающего обучения.
Рабочая система компетенций учителя личностно ориентированного образовательного процесса Предметно-методологическая компетенция Психолого-педагогическая компетенция Компетенция в области валеологии образовательного процесса Коммуникативная компетенция Компетенция в сфере медиа-технологий и умения проектировать дидактическое оснащение личностно ориентированного образовательного процесса Компетенция в области управления системой «учитель-ученик» Компетенция в сфере трансляции собственного опыта Исследовательская компетенция Акмеологическая компетенция ГЭП «Условия роста и реализации профессиональных компетенций учителя в системе внутришкольной методической и экспериментальной деятельности» (школы ЮО)
«Ключевые профессиональные компетенции» (Совет Европы) Соответствующие компетенции в нашей рабочей системе компетенций 1. Коммуникативная компетенция – способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты, сотрудничать, взаимодействовать в команде и т.д.; 1, 2, 3, 4, 6, 7 2. Информационная к. – навыки поиска, отбора, предъявления информации, решения профессиональных задач с помощью компьютера… 1, 3, 5, 6, 7, 8 3. Предпринимательская – способность улавливать сигналы рынка, овладевать навыками экономического и правового анализа профессионально – трудовых ситуаций, умением бизнес-планирования… 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8 4. Способность к эффективному поведению на рынке труда – навыки проектирования профессиональной карьеры, трудоустройства, адаптации на рабочем месте… 2, 3, 4, 6, 7, 9 5. Способность к самоуправлению – умение ставить и реализовать жизненные цели, организационно – управленческий потенциал, способность эффективно использовать собственные ресурсы и ресурсы других, рефлексивные умения… 2, 3, 4, 6, 7, 9