Выразительные средства в графике Преподаватель МОУ ДОД «Детской школы искусств п. Гайны Ельцова Надежда Николаевна
Рисунок является профилирующей дисциплиной художественных специальностей. Задаваясь вопросом, как обучать изобразительному языку сегодня в современной школе искусства и дизайна, приходишь к мнению, что новое время требует значительно расширить методику преподавания этого предмета.
Над проблемами изобразительного языка серьёзным образом потрудились художники концаXIX – начала XX века: П. Пикассо, А. Матисс, С. Дали, В. Кандинский, К. Малевич, В. Фаворский и многие другие. Казимир Малевич Пабло Пикассо
Точка- начало начал. С неё начинается и ей завершается. Она мельчайшая частица в художественной графике. Точка в движении даёт нам линию. Расширяясь и расползаясь на плоскости листа, она превращается в пятно. Пятно- важнейший элемент в азбуке изобразительного искусства: это абрис, закрашенный черным или любым другим тоном. Линия бывает прямой, волнистой, зигзагообразной, тонкой, толстой, прерывистой, пунктирной и т. д. Замкнутая линия образует абрис изображаемого и уже практически даёт нам достаточно ёмкую информацию об объекте. Основными изобразительными и выразительными средствами в графике являются точка, линия, пятно
Само слово графика происходит от греческого слова графо - пишу, черчу, рисую
Несмотря на то, что художник-график ограничен только двумя цветами и оттенками черного и белого, линией и пятном, он может передать многоцветность мира, мягкость ткани, блеск стали.
Графика – это, прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – карандаш, уголь, фломастер. Рисунок может быть произведен во многих экземплярах при различных техниках, как рукотворных, так и машинных.
Формат композиции Коснувшись вариативности решения композиции эскиза или самой работы, мы неминуемо приходим к понятию «ФОРМАТ». В учебной работе существуют три формата: вертикальный, горизонтальный и квадратный.
Материалы и инструменты В любом деле, ремесле очень важен материал для работы. В графике необходимы: бумага, картон, карандаш, тушь, ручки шариковые и гелевые, фломастеры, маркеры
Технические приёмы в графике Технические приёмы в графике зависят от способа или типа рисования и от задач, поставленных художником. Так, при линейном рисунке предпочтительнее использовать остро отточенный карандаш средней мягкости, фломастер, маркер, тушь, перо, гелевые ручки. Бумага для такого рисунка нужна более гладкая, а для пера глянцевая, для свободного движения. В тональном рисунке, наоборот, используется более шероховатая бумага.
В графике имеются и другие технические приёмы: штриховка растушёвка Отмывка акварелью или тушью заливка Процарапывание (иглой на рисунке углём, тушью). набрызг
Основные виды графического рисунка 1. Линейный или линеарный (наброски) 2. линейно-конструктивный
3. Силуэтный рисунок 4. Светотеневой или тональный рисунок
5. Точечная манера рисунка (пуантилизм, дивизионизм). 6. Условно-декоративный рисунок
7. Рисунок выполненный печатным образом. 8. Пространственный рисунок.
Практическое задание по композиционному рисунку Цель задания является возможность практически понять свойства линии, точки, пятна на основе изучения растительных форм, на примере фруктов. Задачи : 1. подготовить шаблоны (эскизы), формы фруктов условно-декоративном типе; 2. Выполнить небольшие композиционные эскизы фруктов, учитывая декоративно- плоскостный характер изображения.