Педагогический совет по теме "Здоровьесбережение в организации учебного- воспитательного процесса
Имеют хронические заболевания Text in here Состояние здоровья выпускников школ
с нарушениями опорно-двигательного аппарата в 1,5 – 2 раза, с нервными болезнями – в 2 раза с близорукостью – в 5 раз! За период обучения увеличивается число детей: с аллергическими болезнями – в 3 раза
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (из Устава Всемирной организации здравоохранения)
Школьные факторы риска перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса несовершенство учебных программ и технологий авторитарный стиль преподавания отсутствие индивидуального подхода к учащимся использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным недостаток двигательной активности учащихся неправильное питание учащихся несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса недостаточное финансирование школы Активно обсуждаемые и изучаемые
Школьные факторы риска дидактогенная организация образовательного процесса дидактогенная организация образовательного процесса недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни неблагополучное состояние здоровья учителей недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.) недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.) Недостаточно обсуждаемые и изучаемые
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка.
Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся задача-оптимум задача-минимум заключается в формировании, укреплении здоровья учащихся, воспитании у них культуры здоровья, а также в охране здоровья педагогов и содействии им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье Задачи здоровьесбережения в образовательном процессе
Результаты анкетирования
Уровни гигиенической рациональности урока Факторы урока рациональный недостаточно рациональный нерациональный Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90%Более 90% Число видов учебной деятельности Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 минут минут Более 15 минут Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже, чем через 7-10 минут Смена через минут Смена через минут Число видов преподавания Не менее 321 Чередование видов преподавания Не позже, чем через минут Через минут Не чередуются Число эмоциональных разрядок 2-31Нет Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем. Физкультминутки Две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого Одна физкультминутка за урок с недостаточной продолжительностью. Отсутствуют Психологический климат Преобладают положительные эмоции. Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности) Не ранее чем через 40 минут. Не ранее чем через 35 – 37 минут Менее чем через 30 минут
Обстановка и гигиенические условия в классе чистота температура и свежесть воздуха рациональность освещения класса и доски, наличие монотонных, звуковых раздражителей и т. п.
Виды учебной деятельности, используемые учителем практические занятия и т. д. опрос учащихся письмо чтение слушание рассказ рассматривание наглядных пособий ответы на вопросы решение примеров, задач
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности Нормой считается 4-7 видов за урок. Продолжительность 7-10 минут.
Количество и чередование видов преподавания самостоятельная работа Словесный Наглядный Аудиовизуальный практическая работа и др. Норма: не менее трех за урок, смена через минут..
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультминутки динамические паузы дыхательная гимнастика гимнастика для глаз массаж активных точек Норма - на минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Внешняя мотивация Стимуляция внутренней мотивации стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу
Эмоциональные разрядки на уроке шутка улыбка юмористическая или поучительная картинка музыкальная минутка поговорка, афоризм четверостишие
Благоприятный психологический климат на уроке. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления владеть основами здорового образа жизни устанавливать контакт с коллективом учащихся наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение прогнозировать развитие своих учащихся моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей Что педагог должен уметь