ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20 -Х ГОДОВ Русская литература этого периода полнее и глубже других форм общественного сознания выразила мироощущение нашего соотечественника- мироощущение разорванное, часто трагическое.
Направления литературного процесса Направления литературного процесса Литература русского Зарубежья «Потаённая» литература Советская литература
Литературные направления Литературные направления РЕАЛИЗМ МОДЕРНИЗМ ОБНОВЛЁННЫЙ РЕАЛИЗМ НОРМАТИВИЗМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
Литературные кружки и группировки Литературные кружки и группировки «СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ» ЛЕФ (Левый фронт) «ПЕРЕВАЛ» РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)
Центральные пункты разногласий РАППА и «Перевала» Центральные пункты разногласий РАППА и «Перевала» Отношение искусства к действительности; Отношение искусства к действительности; Вопрос о творцах новой культуры; Вопрос о творцах новой культуры; Вопрос о культурном наследии Вопрос о культурном наследии
Стилевые тенденции Стилевые тенденции
Вопросы для повторения По каким направлениям развивалась литература 20-х годов? По каким направлениям развивалась литература 20-х годов?направлениям Какие группировки в литературе этого периода вы знаете? Какие группировки в литературе этого периода вы знаете?группировки Каковы наиболее принципиальные расхождения между РАППом и «Перевалом»? Каковы наиболее принципиальные расхождения между РАППом и «Перевалом»? расхождения Назовите литературные направления этого периода. Назовите литературные направления этого периода.литературные направления литературные направления Перечислите наиболее важные стилевые тенденции Перечислите наиболее важные стилевые тенденции стилевые тенденции стилевые тенденции
«Серапионовы братья» «Серапионовы братья» В феврале 1921 года в петроградском Доме искусств сложился этот кружок. В феврале 1921 года в петроградском Доме искусств сложился этот кружок. В него вошли М.Зощенко, В.Каверин, Л.Лунц, К.Федин, Н.Тихонов, критик И.Груздев и другие. В него вошли М.Зощенко, В.Каверин, Л.Лунц, К.Федин, Н.Тихонов, критик И.Груздев и другие. «Серапионы» защищали традиционные представления об искусстве, о самоценности творчества, об общечеловеческой, а не узкоклассовой значимости литературы. «Серапионы» защищали традиционные представления об искусстве, о самоценности творчества, об общечеловеческой, а не узкоклассовой значимости литературы.
Российская ассоциация пролетарских писателей Российская ассоциация пролетарских писателей РАПП оформилась в январе 1925 г. РАПП оформилась в январе 1925 г. Наиболее активными в РАППе были литературные критики С.Родов, Г.Лелевич, Л.Авербах, а из известных писателей – А.Фадеев, Д.Фурманов, А.Весёлый, Ю.Либединский. Наиболее активными в РАППе были литературные критики С.Родов, Г.Лелевич, Л.Авербах, а из известных писателей – А.Фадеев, Д.Фурманов, А.Весёлый, Ю.Либединский. Краеугольным камнем эстетической платформы РАППа стала фраза: «Пролетарской является такая литература, которая организует психику и сознание рабочего класса и широких трудовых масс в сторону конечных задач пролетариата как переустроителя мира и создателя коммунистического общества». Краеугольным камнем эстетической платформы РАППа стала фраза: «Пролетарской является такая литература, которая организует психику и сознание рабочего класса и широких трудовых масс в сторону конечных задач пролетариата как переустроителя мира и создателя коммунистического общества».
«Перевал» Основоположник группировки – литературный критик А.К.Воронский. Организационно Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей – так официально называлась эта группировка – оформилась в 924 году. Основоположник группировки – литературный критик А.К.Воронский. Организационно Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей – так официально называлась эта группировка – оформилась в 924 году. Её рождение и существование оказалось бы невозможным, если бы ещё в начале 20-х годов по инициативе Воронского не был бы создан первый советский «толстый» журнал «Красная новь» Её рождение и существование оказалось бы невозможным, если бы ещё в начале 20-х годов по инициативе Воронского не был бы создан первый советский «толстый» журнал «Красная новь» «Перевал» сумел составить в 20-е годы реальную оппозицию рапповцам. «Перевал» сумел составить в 20-е годы реальную оппозицию рапповцам.
Левый фронт Левый фронт С точки зрения участников этой группировки, в задачу искусства входило обеспечение максимального комфорта для производителя материальных ценностей – для отдельной человеко-единицы, стоящей у станка. Индивидуальность человека с его запросами и противоречиями, радостями и горестями была просто неразличима. С точки зрения участников этой группировки, в задачу искусства входило обеспечение максимального комфорта для производителя материальных ценностей – для отдельной человеко-единицы, стоящей у станка. Индивидуальность человека с его запросами и противоречиями, радостями и горестями была просто неразличима. Лефовцы приходили даже к идее унификации личности, размышляя об «отчётливо функционирующем человеке». Человек интересовал их, прежде всего, как производитель материальных ценностей. Искусство и должно было, по их мысли, как можно лучше проводить подобную унификацию. Лефовцы приходили даже к идее унификации личности, размышляя об «отчётливо функционирующем человеке». Человек интересовал их, прежде всего, как производитель материальных ценностей. Искусство и должно было, по их мысли, как можно лучше проводить подобную унификацию.
Орнаментальная проза Орнаментальная проза Стилевое явление, которое связано с организацией прозаического текста по законам текста поэтического: сюжет как способ организации повествования уходит на второй план, наибольшее значение обретают повторы образов, лейтмотивы, ритм, метафоры, ассоциации. Слово становится самоценным, обретает множество метафорических значений. Стилевое явление, которое связано с организацией прозаического текста по законам текста поэтического: сюжет как способ организации повествования уходит на второй план, наибольшее значение обретают повторы образов, лейтмотивы, ритм, метафоры, ассоциации. Слово становится самоценным, обретает множество метафорических значений.
С к а з С к а з Форма повествования, которая ориентирована на чужое сознание, на социально иной тип мышления. Поэтому сказ всегда социально окрашен, выражает точку зрения определённого социума: крестьянской или рабочей среды, мещанства. Форма повествования, которая ориентирована на чужое сознание, на социально иной тип мышления. Поэтому сказ всегда социально окрашен, выражает точку зрения определённого социума: крестьянской или рабочей среды, мещанства.