Легенда о граде Китеже, живущая в веках
Проблемный вопрос. Почему так популярна легенда о граде Китеже? Почему люди не могут забыть об этом месте? Гипотеза На дне озера Светлояр находится затонувший город. Звон колоколов, слышимый людьми, свидетельство тому.
Откуда это известно? В«Повести и взыскании о граде сокровенном Китеже» читаем: «И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою божиею, так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею». Легенды рассказывают о существовании царства Добра и Справедливости, проход в который на дне озера. В этих «сокровенных местах» будто бы можно спрятаться, спастись от происков зла.
Происхождение легенд Легенды, о нашествии монголо-татар Языческие легенды Легенды – раскольничьи Исторический документ «Китежский летописец»( конец XVII века). Современные слухи, байки, истории Прочитали много легенд, обратившись к книге Комаровича В. Л. об опыте изучения местных легенд, классифицировали
Пришли к выводу, что произведения устного народного творчества содержат много вымысла и вариантов. Решили обратиться к единственному реально существующему письменному документу – Летописи, датированной концом XVII века
Исторический документ «Книга глаголемая летописец» (конец XVII века).«Книга глаголемая летописец Относится к жанру «позднего летописания», еще сохранявшегося в XVII-XVIII вв. в старообрядческой среде Для старообрядческого автора важным оказывается не героизм, а утопическая идея ожидания праведных времен, которые могут наступить с ожидаемым вторым пришествием Христа. Город Китеж, таким образом, становится символом незапятнанной святости, которой, по убеждению староверов, нет места в порочной действительности. Легенда в устной форме просуществовала несколько столетий, а попытка привязать ее к конкретным лицам спустя века породила у составителя Летописца путаницу персонажей, что наводит на мысль об искажении исторических фактов и большой доли вымысла. Стало быть, красивый и поэтичный рассказ о русской Атлантиде отражает народные представления о татарском нашествии, о праведности и о святых местах Русской земли.
Почему только в конце XVII века появилась летопись? Обратимся к историческим событиям в России XVIIвека. историческим Вывод Люди устали от постоянных потрясений, они мечтают о царстве на земле, где нет зла, насилия, где правят добро и справедливость. Тогда и появляется Летопись, хотя к концу XVII века этот жанр уже не столь популярен
Что общего у XX в с эпохой Смуты? Почему легенда вновь становится популярной? Россия в XX веке переживает перемены во всех областях. Потрясения, связанные с революциями, войнами, вносили в массы ощущения неуверенности, упадка, конца истории Вывод В таких условиях легенда вновь становится популярной среди настрадавшегося народа, создаются новые варианты легенды.
В конце XIX начале XX века интерес к легенде вспыхнул с новой силой. О Китеж- граде заговорили в искусстве и литературе А. Мельников-Печерский в романе «В лесах» писал: «Цел тот город до сих пор - цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. И досель тот Град невидим стоит - откроется перед страшным Христовым судилищем».
Максим Горький рассказывает о нём в очерке «Бугров» Владимир Короленко в очерковом цикле «В пустынных местах», Михаил Пришвин в очерке «Светлое озеро». Поэты А. Ахматова, М. Цветаева, А. Н. Майков, М. А. Волошин, А. А. Навроцкий упоминают град Китеж в своем творчестве. Композитор Римский-Корсаков написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Озеро рисовали художники Н. Ромадин, И. Глазунов, Н. Рерих. К. А. Коровин, М. П. Клодт, А. М. Васнецов.
Есть ли у других народов подобные легенды? Аналогичная легенда есть и у татар. В ней говорится, как во время покорения Казани Тимуром на дно ушел город, основанный Кабанбеком. Волшебная страна Беловодье на Алтае Это сказочный край, где живут мудрецы, которые даруют вечную жизнь и сокровенные знания прошлого. Легендарный Бибион, который история связала с именем вождя племени гуннов Аттилы.
Вывод Следовательно, причина создания легенд о стране Фантазии, в которой правят добро и справедливость, лежит не только в суровой судьбе русского народа. Другие народы тоже слагают подобные легенды. Значит, людям нужен такой город. Если б не было этой легенды, они бы выдумали другую. Людям необходима вера в то, что есть на земле место, где нет насилия, зла. И этим местом становится священный русский град Китеж. Потому и звонит до сих пор китежский колокол, напоминая людям об историческом прошлом, о подвигах русских воинов, что «живота не щадили», защищая свою землю, но люди словно не помнят горького опыта истории.
Однако, легенды без оснований не рождаются Ни одна экспедиция не доказала присутствия каких-либо реальных примет существования города, но есть прибор, созданный инженером Игорем Фоминым, который зафиксировал звук, похожий на гул колокола. Откуда же он берётся? Профессор Волков подтвердил гипотезу о существовании вблизи Светлояра невидимых глазу плазменных субстанций, засняв их на фото- и видеокамеру. Какие тайны скрывает озеро? И пока эти тайны не будут раскрыты, люди будут создавать новые легенды о граде Китеже. Загадки озера Светлояр, его уникальность –это темы будущих проектов.
Информационные ресурсы Материалы на печатной основе. «Град Китеж», Сборник легенд, составитель В Морохин, Горький, ВВКИ, 1989 г КОМАРОВИЧ В. Л. Китежская легенда. Опыт изучения местных легенд... М.-Л., Акад. наук СССР, Древнерусская литература.-м. Олимп; изд.АСТ, 1956 Интернет-ресурсы E:\Колокола Китежа\Легенда о Китеж-граде.htm E:\Колокола Китежа\Таинственное озеро Светлояр.files\in.htm Русская культура XIII – XV вв Репродукции картин В. Суриков «Боярыня Морозова»; И.Глазунов «Китеж- град»; Н.Редька «Град Китеж»
Происхождение Светлояра окружено ореолом легенд. Языческие легенды связаны со злобной богиней девкой Туркой. Скакала она на лихом коне и стегала людей за грехи, пока не провалилась под землю и не возникло на этом месте озеро... Легенды, о нашествии монголо-татар. Один из русских пленных не выдержал пыток и показал татарам тайные тропы. Но по молитвам жителей Китежа высокие силы укрыли его на дне озера... Легенды - раскольничьи, в них роль татар отводится никонианцам.. Местные жители рассказываютМестные жители рассказывают, что частенько встречают странных коробейников в одеждах, которые носили еще их прадеды, а за купленные товары - в основном хлеб, бублики, пряники - сдачу от них получают медяками и серебряными монетами.
Историческая справка Бурные события, переполняющие 17 век: глубокие социальные конфликты, изменения в социально- экономической жизни, массовые народные выступления (крестьянские войны И.И.Болотников, С.Т.Разин), городские восстания г.г, Соляной бунт, Медный бунт в Москве, восстание в Пскове и Новгороде, раскол православной церкви «Дело патриарха Никона»– всё это привело к предельному напряжению сил русского народа в эпоху Смуты, отозвалось усталостью. Человеку трудно выдержать долгое напряжение духовных сил в стремлении к истине. Неизбежно наступает расслабленность, успокоение, обманчивое состояние пребывания в вере. Небесное стало видеться в земном. «Небо» начинает сознаваться как бы здесь, рядом, опустившимся со своей высоты. В это время и возрождается легенда о мифическом царстве, где правят добро и справедливость