«Педагогические условия формирования логического мышления в рамках преподавания предметов естественно-математического цикла».
Объект: процесс формирования логического мышления у младших школьников. Предмет: комплекс педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования мыслительной деятельности у младших школьников. Гипотеза: эффективное формирование логического мышления обеспечивается выполнением определенных педагогических условий.
Цель: выявить и обосновать педагогические условия, содействующие успешному формированию логического мышления младших школьников, и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность. Задачи исследования: Проанализировать возможности формирования мышления младших школьников, отраженные в психолого-педагогической литературе и школьной практике. Выявить потенциал учебной деятельности для формирования логического мышления. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования мыслительной деятельности у младших школьников. Разработать педагогическую модель, а также критерии и показатели индивидуальной динамики развития мышления в процессе обучения. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогической модели, основываясь на разработанных критериях и показателях.
Методы исследования: Теоретические: анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы по теме исследования, учебных программ, моделирование педагогических условий. Эмпирические: педагогическое наблюдение, тестирование, диагностика уровней логического мышления, опытно- экспериментальная работа, изучение продуктов деятельности учащихся.
Результаты диагностики. 1Б класс лицей 2 (27 человек) 1 класс, прогимназии 14 (24 человека)
Сформированность логического мышления
Педагогическая модель формирования логического мышления Задачи: реализация педагогических условий и организация диагностики Создание дидактических условий Формировать умение выделять в предметах свойства Формирование понятия об общих и отличительных признаках предметов Создание условий для развития у учащихся познавательных процессов Сотрудничество учителя и учащихся Поддержка мотивации на достаточно высоком уровне Создание психологически комфортной атмосферы Совместное переживание ситуации успеха Развитие рефлексии у учащихся Результат: более высокий уровень развития логического мышления
Педагогические условия формирования логического мышления младших школьников Во-первых, это обучение, основывающееся на ряде принципов: - обучение на высоком уровне трудности; - ведущая роль теоретических знаний; - осознание школьниками процесса учения; - общее развитие всех учащихся. Во-вторых, это обучение, где дети самостоятельно делают выводы и формулируют правила. В-третьих, использование проблемных ситуаций. Признаки проблемы: - порождение в процессе обучения; - определенная готовность и интерес решающего к поиску решения; - возможность неоднозначного пути решения. В-четвертых, необходимое условие успешного развития мышления дифференциация и индивидуализация. В- пятых педагогическим условием успешного формирования логического мышления является развитие познавательного интереса.
На уроках использовала: 1. Математическая мозаика. Нестандартные задачи. 2. Логические цепочки. Ребусы. Кроссворды. Головоломки. 3. Задачи, развивающие кругозор. 4. Особые приёмы устного счета. 5. Задачи-смекалки и задачи-шутки. Математические загадки. 6. Шарады, метаграммы, логогрифы.
Результаты диагностики. 1Б класс лицей 2 (27 человек) 1 класс, прогимназии 14 (24 человека)
Промежуточная диагностика сформированности логического мышления