Автор: учитель физики и математики Понамарёва Е.В. МОУ «СОШ 1 г. Ершова Саратовской области» 2011 г.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; реализовывали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки, такие как исследовательские, самооценочные; формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности; были приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
обосновать эффективность использования элементов проблемного обучения при организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики и во внеурочное время. процесс развития исследовательских умений учащихся при обучении физике в общеобразовательной школе будет эффективнее, если использовать все виды проблемно-развивающего обучения как на уроке, так и во внеурочное время..
Изучить историчешский опыт приобщения учащихся к исследовательской деятельности. Раскрыть сущность проблемного обучения. Проанализировать учебники по физике с целью выявления в них потенциала с точки зрения проблемного подхода. Разработать систему исследовательских заданий по физике. Разработать уроки с элементами проблемного обучения и составить подборку проблемных заданий, способствующих развитию исследовательских способностей школьников. Экспериментально проверить эффективность использования разработанного проблемного обучения для формирования у учащихся исследовательских умений.
обеспечить развиваюрий эффект и мотивацию учения, высокий уровень обученности; повысить интерес к учебе; повышение качества обучения физике; не допускать переутомления на уроке; обеспечить атмосферу сотрудничества учителя и ученика; развивать личность ребенка, его творческие способности; вырабатывать активную позицию детей; увидеть практическое применение знаний физики в современном мире.
п/п Этап Содержание деятельности Сроки IДиагности- чешский - изучение педагогической, психологической и методической литературы, относящейся к исследуемой проблеме; - ознакомление с опытом передовых учителей; - осуществляется теоретическое обоснование темы. Сентябрь 2010 г.
п/п Этап Содержание деятельности Сроки II Прогности -чешский - уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач; - определение условий, содержания и методики проведения опытно- экспериментальной работы; - разработка гипотезы и концепции использования технологии проблемного обучения. Сентябрь 2010 г.
Этап Содержание деятельности Сроки III Организационно- подготовительный - разработка диагностических материалов (анкеты, оценочные листы, тесты); - осуществление подготовки учащихся к проведению исследовательской деятельности; - проведение отбора тематического материала, проблемных заданий исследовательского характера; - анализ деятельности по формированию у учащихся исследовательских умений. Октябрь - ноябрь 2010 г.
1. Анкета «Мое отношение к уроку физики». 2. Анкета «Сравнительная эффективность методов обучения». 3. Анкета «Развитие исследовательских умений». 4. Анализ учебника «Физика – 7» Пёрышкина А.В. 1. Необходимо укрепить интерес и повысить мотивацию к предмету физики; 2. Необходимо привлечь внимание учащихся к заданиям исследовательского характера; 3. Необходимо подобрать к урокам физики тематичешский материал, содержащий проблемные задания исследовательского характера.
п/п Этап Содержание деятельности Сроки IVПракти- чешский - выполнение пробного эксперимента в 7 х классах по теме «Силы в природе» (применение технологии проблемного обучения, насыщенного исследовательскими заданиями); - проведение промежуточной диагностики уровня сформированности исследовательских способностей; - сбор материалов в процессе реализации проекта. Декабрь 2010 г. – январь 2011 г
Учебно-исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям: Урочная деятельность учащихся. Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся.
Использование проблемных ситуаций на уроках физики. 1. При объяснении нового материала. 2. При использовании демонстрационного эксперимента. 3. При использовании мысленного эксперимента. 4. При проведении фронтальной лабораторной работы. 5. При закреплении материала.
Использование проблемных ситуаций вне уроков физики: 1. При выполнении домашней экспериментальной работы. 2. При решении качественных заданий творческого характера. 3. Выполнение проектной работы. 4. Участие в научно-практической конференции в номинациях «Мой первый проект» и «От гипотезы к открытию»
п/п Этап Содержание деятельности Сроки VОбобща- юрий - проведение итоговой диагностики уровня сформированности исследовательских умений у учащихся как результата применения проблемного метода обучения; - сравнение полученных результатов с исходным уровнем сформированности этих умений, выявление динамики в их развитии и определение дальнейшего направления; - оценка и корректировка разработанной методики развития исследовательских умений учащихся в процессе обучения физике по результатам педагогического эксперимента; - оформление итогов работы в виде отчёта. Январь – февраль 2011 г.
Таблица 1. Выявление отношения учащихся к уроку физики Отношение учащихся к уроку физики Число учащихся (в %) на начало эксперимента на конец эксперимента 1Нравится ли вам урок физики?7783 3Нравится ли вам выполнять лабораторные работы? а) да; б) нет Учит ли вас урок физики? а) мыслить; б) познавать новое; в) анализировать опыты; г) понять окружаюрий мир Появляется ли у вас желание в изучении дополнительной литературы после уроков физики? а) да; б) нет Считаете ли вы физику «сухой», сложной наукой? а) да; б) нет На уроках физики вы предпочитаете: а) наблюдать демонстрации, проводимые учителем; б) самостоятельно проводить опыты
Таблица 2. Сводная таблица сформированности исследовательских умений Уровни сформированности исследовательских умений Число учащихся (в %) на начало эксперимента на конец эксперимента Высокий 727 Выше среднего 1037 Средний 237 Ниже среднего 2012 Низкий 4017
Этап Содержание деятельности Сроки VIВнедрение - дальнейшее использование проблемного метода обучения на уроках физики и во внеурочной деятельности; - создание базы данных по уровню сформированности исследовательских способностей учащихся; - подведение конечных итогов и обобщение хода эксперимента г.г.
Проблемное обучение оказывает положительный эффект, а именно: повышает мотивацию обучения; формирует у детей интерес к обучению; способствует формированию исследовательских умений; исключает пассивное восприятие учебного материала; обеспечивает более высокое качество усвоения знаний; развивает творческую личность, способную логически мыслить, находить решение различных проблем, быть коммуникабельным.