ТЕМА УРОКА :«Давление твердых тел» Цель урока: Ввести новую физическую величину "давление", определить способ его нахождения. Выяснить способы изменения давления. Задачи урока: Знать формулу для расчёта давления твёрдых тел, понимать зависимость давления от площади поверхности тела.
Проблема Почему у рюкзака широкие лямки? Как надо укладывать рюкзак и почему?
Результат действия силы зависит не только от ее модуля, направления и точки приложения, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует. Подтверждается это утверждение с помощью различных опытов и явлений, которые человек достаточно часто наблюдает в своей собственной жизни.
Например, человек, надев лыжи, может идти почти не проваливаясь в снег. Острые концы у кнопок, гвоздей, иголок и др. позволяет легче их использовать (приколоть кнопкой газету, вбить гвоздь...).
Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.
P – давление, Па F – приложенная сила, Н F=Sp F=mg g=10 Н/кг S – площадь поверхности, м 2 S=F/p 1 к Па=1000Па 1 см 2 =0,0001 м 2 1 дм=0.1 м
Давление измеряется в паскалях. За один паскаль принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м 2.
Решить задачу. Сила 0,4 кН действует на площадь 0,02 М 2. Определите давление на эту площадь.
Вывод: 1. Большая по значению сила, действующая на ту же площадь будет оказывать большее давление 2. Чем больше площадь поверхности, на которую действует сила, тем меньшее будет результат действующей силы, т.е. давление.
Сравни давления
Теперь вы можете ответить на вопрос :Почему у рюкзака широкие лямки? Как надо укладывать рюкзак и почему? Широкие лямки обеспечивают большую площадь опоры груза, при этом давление становится меньше. Это соответствует формуле давления p = F/S. Рюкзак надо укладывать так, чтобы на спину приходились мягкие, гладкие, ровные поверхности. Выступы имеют малую площадь опоры, и давление в местах выступов возрастает.
Тест. 1. Единицу давления принято обозначать: А. кг Б. Па В. Н Г. км/с 2. Давление принято обозначать буквой: А. t Б. F В. g Г. p 3. Физическое тело, площадь которого 0,6 м 2, оказывает на опору давление 1600 Па. Определите силу тяжести. А. 960 Н Б. 10 Н В. 3000Н Г. 0,00002 Н 4. Сила 0,1 кН действует на площадь 0,02 м 2. Определите давление на эту площадь. А. 260 Па Б Па В. 2 Па Г. 0, Какой лопатой легче копать прямой или закруглённой? А. прямой Б. закруглённой В. не имеет значения 6. Каким образом Ваша учительница по физике может уменьшить давление своего собственного тела на пол? А. Одеть лыжи Б. Взять в руки штангу В. Одеть туфельки на тоненьких каблучках Г. Взять в руки штангу и одеть туфельки на тоненьких каблучках
ответы 1Б 2Г 3А 4Б 5Б 6А Домашнее задание пп 33,34,упр 12 (1,2)
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления. Дидактическая цель урока: создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания. Цели урока: Образовательная – сформировать представление о давлении, единицах измерения давления; осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений, интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления, отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты. Развивающая – создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности; решать тренировочные задачи. Воспитательная – способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу. Задачи урока: Знать: –определения давления; единицы измерения давления. –обозначения физических величин; –способы увеличения и уменьшения давления; –выяснить, пути получения малого и большого давления; –формулы: давления твердого тела; силы давления; площади поверхности, на которую производится давление. Уметь: –решать расчетные задачи, используя формулы давления, силы давления; –рассчитывать площади поверхности, на которую производится давление. –переводить единицы измерения давления; Научиться делать самоанализ урока.