Философия Нового Времени Френсис Бэкон Рене Декарт Томас Гоббс
Френсис Бэкон ( ) Родился в Лондоне в семье лорда- хранителя печати при королеве Елизавете. С 12 лет обучался в Кембриджском университете (колледже св.Троицы). В 1584 г. избирается в палату общин, где остается до восшествия на престол Иакова I (1603 г.) и разгона парламента. Умер в 1626 г., простудившись, когда набивал курицу снегом, чтобы доказать, что холод обеспечивает сохранение мяса от порчи, и тем самым продемонстрировать силу разрабатываемого им экспериментального научного метода. Стоит у истоков философии Нового Времени
Основные работы: «О достоинстве и приумножении наук» (глубокое преобразование массива накопленных знаний, рациональная его организация и упорядочивание) «Новый Органон» (разработка методов получения нового знания) «Новая Атлантида» (социальная утопия, оптимальное устройство общества, неизведанный остров, высокие технологии)
Основные идеи: Эмпирическая методология «ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы» Учение об идолах Классификация наук Метафизика как учение о формах природы Новая логика и индукция
Эмпирико-индуктивный метод. Объект познания – природа. Задача познавания - получение истинного знания. Цель знания - господство над природой. Метод - средство решения познавательных задач. Исходный пункт метода - опыт. Но он не должен быть слепым.
Мысли. «Мы столько можем, сколько знаем. Знание - сила.» «Природу побеждают только повинуясь ее законам.» «Атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ ухнет в бездну.» «Возможность украсть создает вора. «Истину надо искать не в удачливости какого- либо времени, которая непостоянна, а в свете опыта природы, который вечен»
Рене Декарт ( ) Болезненный ребенок; Окончил колледж Ла-Флеш; Уехал из Франции в Голландию; Трудился в областях математики, анатомии, биологии, философии. Молчалив, ненаходчив. Умер по причине слабого здоровья. основатель рационализма как особого направления в философии Нового времени
Основные работы: «Мир или трактат о свете» (написан на основе идей Галилея, не опубликован при жизни) «Рассуждение о методе» (1637) «Размышления о первой философии» (1641) «Первоначала философии» (1644)
Основные идеи: Учение о методе четыре правила метода: 1 ) считать истинным только очевидное, т. е. ясно и отчетливо воспринимаемое человеческим разумом; 2) делить вызывающую трудность теоретическую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее решения; 3) придерживаться строгого порядка исследования, двигаясь от простых предметов к познанию сложных; 276 4) составлять общие обзоры и полные перечни для исключения пропусков в ходе исследования того или иного вопроса (а также для придания полноты всей науке). Метафизика Физика Учение о человеке Правила морали
Мысли. «Я еще в школе усвоил, что нельзя выдумать ничего столь оригинального и маловероятного, что не было бы уже высказано кем-либо из философов.» «Разум - это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным.» «Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих.» «Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять.»
Томас Гоббс (1588–1679) Продолжатель Бэкона «Я зажигаю свет разума» Закончил Оксордский университет
Основные работы: «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (одна из первых попыток ответа на вопрос: как возникло общество? Как оно развивается? Каково место человека в обществе?) Философская трилогия «Основы философии» : «О теле» (1655) ; «О человеке» (1658); «О гражданине» (1642);
Основные идеи: Материалистическая метафизика Политическая философия Естественное состояние Государство Власть суверена Проблема свободы Религия и государство
Мысли. «Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в третьих, жажда славы.» «Нельзя отрицать, что естественным состоянием людей до образования общества была война, и не только война, но война всех против всех.» Только настоящее имеет бытие в природе, прошедшее имеет бытие лишь в памяти, а будущее не имеет никакого бытия. «"Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии".»
Спасибо.