Сложноподчинённое предложение В 7 Готовимся к ГИА Автор: Русакова Инна Леонардасовна г.Лодейное Поле
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫМ называется предложение, которое состоит из двух синтаксически неравноправных частей: [главная ],(придаточная ).
Части сложноподчинённого предложения объединены с помощью подчинительных союзов союзных слов интонации
Придаточная часть присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов. Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части предложения. Придаточная часть может относиться к определённому слову или словосочетанию, к грамматической основе или ко всей главной части. От главной к придаточной части можно поставить вопрос.
Придаточная часть может располагаться перед главной частью (Когда хлеб), [тогда и мера], (когда деньги), [тогда и вера] (Пословица). после главной части [Уже светало], (когда я всё же заснул). внутри главной части [Лев крадётся к тому ручью, (куда каждый день ходят пить воду стада буйволов), и прячется между камнями] (И. Куприн).
Готовимся к экзамену
Задание из демоверсии В 7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.
СОВЕТЫ, которые помогут избежать ошибок при выполнении упражнений: 1. Ориентируйтесь на подчинительный союз или союзное слово. 2. Помните, что перед союзным словом КОТОРЫЙ может стоять предлог или другое слово. Например: Зрители, перед которыми выступали артисты, аплодировали стоя. 3. Не путайте придаточное предложение с вводным предложением, указывающим на источник сообщения. Например: Завтра, как предсказывали синоптики, будет дождь.
СОВЕТЫ, которые помогут избежать ошибок при выполнении упражнений: 4. Помните, что придаточное может находиться не только после главного, а также то, что в предложении может быть несколько придаточных. Указываем все запятые, которые отделяют придаточные от главного или выделяют их: [ ],1 ( ). - 1 [,1( ),2 ]. - 1, 2 [ ],1 ( ),2 ( ). - 1, 2 [,1 (,2( ),3 ),4 ]. - 1, 2, 3, 4 [,1( ),2...,3( ),4 ]. - 1, 2, 3, 4 [ ],1 ( ),2 (,3( ),4 ). - 1, 2, 3, 4
СОВЕТЫ, которые помогут избежать ошибок при выполнении упражнений: 5. Если придаточное стоит перед главным, тогда подчинительный союз или союзное слово находится в начале предложения, а после запятой, разделяющей главное и придаточное, этого союза нет, но номер запятой нужно указать. (Союз ),1 [ ]. - 1
А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо,(1) в котором «баловнем» сказано, (2) что,(3) если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, (4) он бы,(5) скорее всего, (6) и всю жизнь свою почитал счастливой. 1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Ответ: 1, 2, 3, 4
2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. И получив,(1) наконец,(2) возможность делать все,(3) что душе моей угодно,(4) я пошел в ЖЭК и легко устроился дворником. Ответ: 3, 4
3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Когда отец,(1) замерзший,(2) опухший от голода,(3) вдруг появился в квартире деда и увидел,(4) в каком положении оказалась его семья,(5) он пошел в гарнизонный госпиталь,(6) чтобы попытаться переправить нас с мамой из Ленинграда на Большую землю,(7) как тогда говорили. Ответ: 4, 5, 6
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Да,(1) это была самая тяжелая артиллерия,(2) артиллерия резерва главного командования,(3) но не того командования,(4) которое осуществляют земные маршалы и генералиссимусы. Это был гнев грозного и милосердного главного командования,(5) чья ставка и штаб артиллерии были скрыты за нависшими тучами. Ответ: 4, 5
5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Но лучше всего было ошеломившее меня в первое же утро открытие,(1) что весь этот сухой берег с его колючками,(2) осыпями,(3) золотым дроком,(4) ветрами,(5) зернистым пляжем,(6) грудами водорослей,(7) небом и облаками,(8) все то жаркое и лиловое побережье не принадлежит никому или,(10) вернее,(11) принадлежит только мне одному. Ответ: 1
6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. И вот я не ленился ездить туда,(1) записывался в очередь,(2) приходил в читальный зал и терпеливо дожидался,(3) когда предыдущий читатель освободит книгу,(4) которую выдавали каждому на час-два. Ответ: 3, 4
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. На озере,(1) пока мы разводили костер,(2) старый мерин подошел к воде,(3) долго ее нюхал,(4) но пить не захотел. Ответ: 1, 2
8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Как много надо людей,(1) чтобы прожить и не сломаться,(2) не рухнуть! Тут были и те,(4) кто откупил меня ценой собственной жизни от смерти, (5)мои товарищи, (6)не вернувшиеся с войны. Ответ: 1, 4
9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. По-моему(1), радость была не такая частая гостья в нашей семье,(2) чтобы заставлять нас,(3) детей, (4) томиться,(4) дожидаясь ее прихода. Ответ: 2
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Это о них,(1) о газовых фонарях той поры, (2) думал Александр Блок,(3) когда возникали перед ним мрачные видения тогдашнего «города-спрута»,(4) с его людными проспектами и дикими трущобами,(5) с его роскошью и проституцией,(6) нищетой и самоубийствами,(7) мраком и холодом… Ответ: 3
МОЛОДЦЫ!
Использованные ресурсы Егораева Г.Т. Типовые тестовые задания. ГИА 2011 Степанова Л.С. И др.,ГИА 2010, Тематические тренировочные задания Интернет-ресурсы Львова С.И. ГИА Русский язык: Сборник заданий: 9 класс
Автор: Русакова Инна Леонардасовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Лодейнопольская средняя школа 2 с углублённым изучением отдельных предметов». Г.Лодейное Поле Ленинградской области.