Психолого-педагогический мониторинг для выявления одаренных детей в начальной школе
Способности Общие (общие умственные, интеллектуальные) Специальные художественные спортивные математические артистические технические
Типы одаренных детей (Н.С. Лейтис) Учащиеся с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности Учащиеся с ранним подъемом интеллекта Учащиеся с потенциальными признаками одаренности
Как работать с детьми, имеющими потенциальные признаки одаренности? 1. Создать благоприятную психологическую атмосферу; 2. Помочь ученику понять самого себя, а родителям своего неординарного ребенка; 3. Стимулировать их развитие, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем;
4. Создавать ситуации ожидания «выдающихся успехов» от детей; 5. Чаще давать задания творческого характера. При этом не следует готовить такие задания персонально для наиболее способных учащихся, а предлагать их всему классу как дополнительные. При выполнении таких заданий оценивать стоит только успех. 6. Отмечать индивидуальные достижения ученика, при этом оценочный фокус должен быть перенесен с самого ученика на дело, которое им сделано;
7. Никогда не следует выставлять одаренного ребенка напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости и гордости родителей и школы; 8. Усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, самостоятельности, смелости в достижении целей.
Возраст и одаренность Возрастные предпосылки способностей у младших школьников: 1. -Повышенная восприимчивость; 2. -Доверчивая готовность усваивать новые знания; 3. -Вера в истинность того, чему учат.
Проблемы одаренных детей 1. Неприязнь к школе (Учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка, учебный план не соответствует его способностям; 2. Конформность (эмоциональный дискомфорт, конфликтные ситуации с окружающими, непринятие установленных требований) 3. Проблемы социально-психологической адаптации. 4. Нереалистические цели (ставят завышенные цели) 5. Сверхчувствительность; нетерпимость к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии.
Практическая часть
Принципы выявления одаренных детей Комплексный подход Наблюдение за ребенком в разных видах деятельности Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, где он наиболее успешен и имеет склонности Подключение экспертов Оценка признаков одаренности Опора на валидные методы диагностики
Методы исследования одаренности 1. «Графический профиль интересов ребенка» (А.де Хаан, Г. Каф)- выявление склонностей детей 2. Методика А.И.Савенкова-личностные особенности 3. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е.Е.Туник)-творческая одаренность 4. Методика Амтхауэра- интеллектуальная одаренность
Результаты исследования способностей учащихся 1 Б класса (2007 – 2008 учебный год.) Способности Высокий уровень (%) Интеллектуальные 2,9 Технические 1,7 Музыкальные 16,3 Научные 1,9 Артистические 15,5 Спортивные 7,3 Художественные 14,8 Литературные 6,2 Организаторские 2,4 Коммуникативные 12,7
Занятость учащихся в кружках, студиях, секциях гимназии (I ступень обучения) Уч. год Кол-во%
Охват учащихся, занимающихся в спортивных секциях гимназии Уч.год Кол-во% , , ,1
Спасибо за внимание! Творческих успехов!