Современное состояние, проблемы и перспективы развития рынка труда
К числу первых исследователей рынка труда можно смело отнести шотландского экономиста Адама Смита ( гг.). Его формула занятости сводилась к следующему: чем выше величина средней ставки заработной платы одного работника, тем ниже занятость, и, наоборот, занятость увеличивается при снижении средней ставки заработной платы.
Дальнейшее развитие учения о рынке труда нашло в трудах Давида Рикардо ( гг.). Его главный вывод: размер заработной платы зависит от предложения труда. Например, стоит повысить заработную плату выше минимального уровня, необходимого (или достаточного) для нормального воспроизводства населения, как это сразу же ведет к росту предложения труда. Но как только увеличивается предложение труда, начинается процесс понижения заработной платы.
Рынок, который обеспечивает работникам работу и координирует решения в сфере занятости, называется рынком труда. Рынок труда – органическая составляющая рыночной экономики, выполняющая функции механизма распределения и перераспределения общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, в соответствии с критериями эффективности труда и производства, структурой общественных потребностей и форм собственности.
Рынок труда – это сфера контактов продавцов и покупателей трудовых услуг. На нем противостоят друг другу те, кто желает работать (в их число входят занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг. Рынок труда – это экономическое пространство или сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труда.
На рынке труда продавцы и покупатели удовлетворяют свои потребности: - Предприниматели и работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, исполнителями работ. - Наемные работники, продавая труд, обеспечивают себе получение средств существования и жизнедеятельности, т.е. денежный эквивалент за свой товар – труд.
Формирование рынка труда в стране связано с появлением для этого экономических, социальных и юридических предпосылок, т.е. некоторых объективных условий, без которых рыночные отношения в трудовой сфере невозможны или же возможны в усеченном виде.
- экономическая свобода, либерализация экономики, право частной собственности на средства производства, в том числе на землю; - свобода труда, каждый человек имеет возможность самостоятельно определять, чем, когда, где и в каком объеме ему трудиться. Свобода труда предполагает запрет принудительного труда; - свобода предпринимательской деятельности, у человека имеется возможность начать собственное дело, собственное производство или же принять участие в совместном с другими лицами производстве.
Социальные предпосылки РТ заключаются в наличии социального неравенства между людьми по уровню доходов, составу семьи, состоянию здоровья, стажу и опыту работы, по умственным способностям, уровню образования, личным качествам. Социальные предпосылки приводят к расслоению населения, появлению богатых и бедных, а также - среднего класса. Социальному неравенству людей в обществе должна противостоять государственная система социальной защиты населения от безработицы, система пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования.
Юридические предпосылки рынка труда состоят в наличии системы законов, обеспечивающих экономические свободы и социальную защиту населения страны. К ним относятся законодательные положения о труде, собственности, правах личности, предпринимательстве, занятости населения, социальном обеспечении, социальном страховании, социальных гарантиях, социальном партнерстве и др.
Рынок труда имеет ряд характерных особенностей, что ставит его в особое положение в системе рыночных отношений. 1. Покупатель приобретает право на использование трудовых услуг и одновременно вступает в контакт со свободным человеком, права которого он обязан соблюдать. 2. Большая продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между ее агентами. А так как трудовые услуги, оказываемые работодателю, неотделимы от работника, это предполагает элемент взаимного общения.
3. При заключении трудового соглашения между работодателем и работником важная роль принадлежит широкому кругу неденежных аспектов совершаемой сделки. Здесь следует выделить прежде всего: - содержание и условия труда; - гарантии сохранения рабочего места; - перспективы продвижения по службе и профессионального роста; - микроклимат в коллективе. Следует иметь в виду, что часто неденежные аспекты могут быть не менее, а в ряде случаев и более важны, чем размер заработков.
4. Еще одной особенностью рынка труда является то, что здесь имеет место наличие большого числа институциональных структур особого рода. К их числу относятся: - система трудового законодательства, регламентирующая условия найма, оплаты и увольнения работников; - различные учреждения и службы регулирования занятости; - государственные программы в области труда и занятости; - профсоюзы и другие организации наемных работников различных уровней.
Обеспечение удовлетворения спроса на труд и его предложения. Достижение этой задачи осуществляется через выполнение рынком труда ряда функций: а)организация встречи продавцов и покупателей труда; б)обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия; в)установление равновесных ставок заработной платы; г)способствование решению вопросов занятости населения.
- стороны рыночных отношений или субъекты РТ (работодатели или их представители и ищущие работу люди); - конъюнктура РТ, т.е. соотношение спроса на труд и предложения труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения; - правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда; - органы службы занятости населения.
- инфраструктура РТ (службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.); - альтернативные временные формы обеспечения занятости (общественные работы, надомный труд, сезонные работы); - система социальных выплат и гарантий для граждан, высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных; - система финансирования политики занятости и служб занятости населения.
- те, кто не имеет работы, хочет работать, ищет работу и готовы к ней приступить. Это безработные, зарегистрированные в службе занятости населения; лица, самостоятельно ищущие работу из числа впервые вступающих в трудовую деятельность или ищущих занятие после перерыва в работе; - те, кто хоть и имеет работу, но не удовлетворен ею и подыскивает другое место основной или дополнительной работы; - занятые, но явно рискующие потерять работу в силу претензий к ним со стороны работодателя и поэтому ищущие другое место работы.
Спрос на труд на конкретном рынке труда означает количество услуг труда, которое может быть куплено по определенной цене в определенное время. Спрос на труд формируют работодатели, располагающие вакантными рабочими местами, а также рабочими местами, занятыми работниками, которые не удовлетворяют работодателя, ищущего им замену. Спрос на труд зависит прежде всего от уровня его оплаты.
В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда возникает определенная конъюнктура рынка труда. Она может быть трех типов: - труда дефицитной, когда РТ испытывает недостаток предложения труда; - труда избыточной, когда на РТ имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда; - равновесной, когда спрос на труд количественно соответствует его предложению.
- уровень безработицы; - число работников, исходя из платежных ведомостей, без учета работников сельскохозяйственной сферы; - средняя трудовая неделя; - статистические данные по рынку занятости; - самостоятельная занятость; - индекс необходимости в рабочей силе; - заявки на оформление пособия для неработающего населения; - начальные заявки на оформление пособия для неработающего населения.
Улучшение занятости и снижение безработицы Политика на рынке труда по улучшению занятости и снижению безработицы Политика формирования спроса на рабочую силу Политика формирования предложения рабочей силы Организация оплачиваемых общественных работ Регулирование миграционных процессов Политика сбалансированного воздействия на спрос и предложение рабочей силы Развитие самозанятости Создание новых рабочих мест на основе развития предпринимательства Создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала Регулирование продолжительности рабочего времени Обучение и переобучение работников Сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях
Кадровая политика организации Стремление к повышению заработной платы Стремление к сокращению издержек на персонал Стремление к установлению минимальной заработной платы на уровне потребностей расширенного воспроизводства рабочей силы Стремление к установлению минимальной заработной платы на уровне потребностей простого воспроизводства рабочей силы Инициируется как самостоятельная ценность Инициируется исходя из приоритетов социально- экономического развития государства Инициируется исходя из потребностей производства Инициируется исходя из потребностей личности Государственная политика занятости Профессиональное развитие работника Оплата труда работника Работник: Предприятие: Государство: Общество: