1 Овчинникова И. Г. Корнещук Н. Г.
2
3
4 10 дескрипторов 1) базовые знания в различных областях 2) профессиональные знания 3) информационно - аналитические умения 4) проективные умения 5) коммуникативные умения 6) мотивационно - ценностные ориентации 7) рефлексивные качества 8) культурологические качества 9) базовые личностные качества 10) адаптационные и развивающие качества И 8 уровней образования 10 дескрипторов 1) базовые знания в различных областях 2) профессиональные знания 3) информационно - аналитические умения 4) проективные умения 5) коммуникативные умения 6) мотивационно - ценностные ориентации 7) рефлексивные качества 8) культурологические качества 9) базовые личностные качества 10) адаптационные и развивающие качества И 8 уровней образования
5 В опросе приняло участие 147 ОУ профессионального образования Челябинской области : ОУ ВПО – 32; ОУ СПО – 54; ОУ НПО - 61 И 33 предприятия Челябинской области
6 II этап – частичный опрос образовательных учреждений Перечень образовательных уровней 1. Начальное профессиональное образование 2. Среднее профессиональное образование ( базовый ) 3. Среднее профессиональное образование ( повышенный ) 4. Высшее профессиональное образование ( бакалавриат ) 5. Высшее профессиональное образование ( специалитет ) 6. Высшее профессиональное образование ( магистратура ) 7. Послевузовское образование ( аспирантура ) 8. Послевузовское образование ( докторантура ) Перечень образовательных уровней 1. Начальное профессиональное образование 2. Среднее профессиональное образование ( базовый ) 3. Среднее профессиональное образование ( повышенный ) 4. Высшее профессиональное образование ( бакалавриат ) 5. Высшее профессиональное образование ( специалитет ) 6. Высшее профессиональное образование ( магистратура ) 7. Послевузовское образование ( аспирантура ) 8. Послевузовское образование ( докторантура )
7 Знания 1. Базовые знания в различных областях 2. Профессиональные знания Умения 3. Информационно-аналитические умения: способность к анализу и синтезу; элементарные навыки работы с компьютером; навыки управления информацией 4. Проективные умения: способность к организации и планированию; решение проблем; принятие решений 5. Коммуникативные умения: письменная и устная коммуникация на родном языке; знание второго языка Компетенции 6. Мотивационно-ценностные ориентации: приверженность этическим ценностям; приверженность к правовым и нравственным нормам 7. Рефлексивные качества: способность к критике и самокритике; работа в команде; навыки межличностных отношений; способность работать в междисциплинарной команде; способность общаться со специалистами из других областей; лидерство; стремление к успеху 8. Культурологические качества: способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; понимание культур и обычаев других стран; способность работать в международной среде 9. Базовые личностные качества: способность работать самостоятельно; способность порождать новые идеи; креативность 10. Адаптационные и развивающие качества: способность адаптироваться к новым ситуациям; инициативность и предпринимательский дух; способность к обучению, повышению образовательного уровня Знания 1. Базовые знания в различных областях: знания общеобразовательного уровня (предметные, философские, мировоззренческие, психологические, валеологические, экологические, социально-правовые) 2. Профессиональные знания: знания по специальности (научные факты, понятия, законы, теории, методы познания в соответствующих предметных областях) Умения 3. Информационно-аналитические умения: способность к поиску, анализу и синтезу; навыки сравнения информации; элементарные навыки работы с компьютером; навыки управления информацией 4. Проективно-деятельностные умения: целеполагание; способность к постановке проблемы; способность к организации и планированию 5. Коммуникативные умения: письменная и устная коммуникация на родном языке; умение вести монолог, диалог и полилог; знание второго языка; способность к восприятию и пониманию культуры; способность к культурному взаимообмену; способность проявлять толерантность Компетенции 6. Мотивационно-ценностные ориентации: приверженность этическим ценностям; приверженность к правовым и нравственным нормам 7. Рефлексивные качества: способность к осмыслению собственных действий; способность к критике и самокритике; лидерство; способность проявлять толерантность; коммуникабельность 8. Базовые личностные качества: способность работать самостоятельно, порождать, воспринимать и оценивать новые идеи, креативность 9. Адаптивные и развивающие качества: способность к адаптации к новым условиям деятельности; инициативность и предпринимательских дух; способность к обучению, самообучению и самовоспитанию; способность к повышению образовательного уровня Знания 1. Базовые знания в различных областях: знания общеобразовательного уровня (предметные, философские, мировоззренческие, психологические, валеологические, экологические, социально-правовые) Умения 2. Профессиональные знания: знания по специальности (научные факты, понятия, законы, теории, методы познания в соответствующих предметных областях) 3. Информационно-аналитические умения: способность к поиску, анализу и синтезу; навыки сравнения информации; элементарные навыки работы с компьютером; навыки управления информацией 4. Проективно-деятельностные умения: целеполагание; способность к постановке проблемы; способность к организации и планированию 5. Коммуникативные умения: письменная и устная коммуникация на родном языке; умение вести монолог, диалог и полилог; знание второго языка; способность к восприятию и пониманию культуры; способность к культурному взаимообмену; способность проявлять толерантность Компетенции 6. Мотивационно-ценностные ориентации: приверженность этическим ценностям; приверженность к правовым и нравственным нормам 7. Рефлексивные качества: способность к осмыслению собственных действий; способность к критике и самокритике; лидерство; способность проявлять толерантность; коммуникабельность 8. Базовые личностные качества: способность работать самостоятельно, порождать, воспринимать и оценивать новые идеи, креативность 9. Адаптивные и развивающие качества: способность к адаптации к новым условиям деятельности; инициативность и предпринимательских дух; способность к обучению, самообучению и самовоспитанию; способность к повышению образовательного уровня
8 Знания 1. Базовые знания в различных областях 2. Профессиональные знания Умения 3. Информационно-аналитические умения: способность к анализу и синтезу; элементарные навыки работы с компьютером; навыки управления информацией 4. Проективные умения: способность к организации и планированию; решение проблем; принятие решений 5. Коммуникативные умения: письменная и устная коммуникация на родном языке; знание второго языка Компетенции 6. Мотивационно-ценностные ориентации: приверженность этическим ценностям; приверженность к правовым и нравственным нормам 7. Рефлексивные качества: способность к критике и самокритике; работа в команде; навыки межличностных отношений; способность работать в междисциплинарной команде; способность общаться со специалистами из других областей; лидерство; стремление к успеху 8. Культурологические качества: способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; понимание культур и обычаев других стран; способность работать в международной среде 9. Базовые личностные качества: способность работать самостоятельно; способность порождать новые идеи; креативность 10. Адаптационные и развивающие качества: способность адаптироваться к новым ситуациям; инициативность и предпринимательский дух; способность к обучению, повышению образовательного уровня Знания 1. Базовые знания: декларативные и процедурные знания, полученные эмпирическим путем из практического или учебно-профессионального опыта и путем формального обучения 2. Профессиональные знания: процедурные знания о структуре труда, способах осуществления профессиональной деятельности, полученных в процессе обучения Умения 3. Информационно-аналитические умения: освоенные методы выполнения поиска, отбора, анализа, синтеза, сравнения информации и способов решения задач 4. Проективно-деятельностные умения : освоенные способы выполнения действий целеполагания, постановки проблемы; организации, планирования деятельности Компетенции 5. Мотивированность: ориентация на достижение цели 6. Рефлексивные качества и ответственность: способность к осмыслению собственных действий – критика, самокритика, лидерство и мера ответственности за них 7. Коммуникативность: способность к общению, специфическим образом проявляющаяся в сфере учебно- профессионального и научного взаимодействия 8. Адаптивность, способность к развитию: способность к адаптации к новым условиям деятельности; инициативность и предпринимательских дух; способность к обучению, самообучению и самовоспитанию; способность к повышению учебно- профессионального или научного уровня Знания 1. Базовые знания: декларативные и процедурные знания, полученные эмпирическим путем из практического или учебно-профессионального опыта и путем формального обучения Умения 2. Профессиональные знания: процедурные знания о структуре труда, способах осуществления профессиональной деятельности, полученных в процессе обучения 3. Информационно-аналитические умения: освоенные методы выполнения поиска, отбора, анализа, синтеза, сравнения информации и способов решения задач 4. Проективно-деятельностные умения: своенные способы выполнения действий целеполагания, постановки проблемы; организации, планирования деятельности Компетенции 5. Мотивированность: ориентация на достижение цели 6. Рефлексивные качества и ответственность: способность к осмыслению собственных действий – критика, самокритика, лидерство и мера ответственности за них 7. Коммуникативность: способность к общению, специфическим образом проявляющаяся в сфере учебно- профессионального и научного взаимодействия 8. Адаптивность, способность к развитию: способность к адаптации к новым условиям деятельности; инициативность и предпринимательских дух; способность к обучению, самообучению и самовоспитанию; способность к повышению учебно-профессионального или научного уровня
9
10 ОУ : ВПО – 6; СПО – 7; НПО – 7; Всего : 18 ОУ профессионального образования, из них : Челябинская область – 13 ОУ ; Башкортостан – 4 ОУ ; Свердловская область – 1 ОУ И 17 предприятий
11 Были выделены критерии описания результатов обучения по каждому из 8- и дескрипторов
12 среднее углубленное бакалавриат специалитет
13 среднее углубленное бакалавриат специалитет - тип - широта критерии:
14
15