Урок развития речи Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»
Тема урока: Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова «После дождя». Цели урока: сформировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал; подготовить учеников к сочинению- описанию с элементами повествования; научить школьников пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка в собственной речи.
Александр Михайлович Герасимов 1881 – 1963
Александр Михайлович Герасимов родился в купеческой семье в городе Козлове (сейчас Мичуринск) Тамбовской губернии.
1903 – 1915 Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В период обучения художник обращался главным образом к пейзажной живописи г. А.М.Герасимов заканчивает училище с двумя дипломами: художника первой степени и архитектора.
1918 – 1925 А.М.Герасимов живет и работает в городе Козлове. Создает «Коммуну творчества Козловских художников». Работает художником-декоратором в местном драматическом театре, построенном по его проекту в 1913 г.
1925 – 1935 В 1925 г. А.М.Герасимов уезжает в Москву и вступает в АХРР (Ассоциация художников революционной России). Главным направлением в его творчестве в эти годы был портрет: групповой, индивидуальный.
1936 В Москве открывается первая персональная выставка художника, посвященная 25-летию творческой деятельности (1907 – 1935 гг.). Венчала выставку картина «Мокрая терраса» («После дождя» 1935 г.), написанная в родном городе Мичуринске.
1937 Участие во Всемирной выставке в Париже. Картина художника «Первая Конная Армия» (1936 г.) получает высшую награду – Гран-При.
1941 – 1946 Рисует портреты героев и участников сражений Великой Отечественной войны. В 1944 году создает «Групповой портрет старейших советских художников».
1947 – 1957 А.М.Герасимов был первым президентом Академии художеств СССР, содействовал развитию реалистического направления изобразительного искусства, вел творческую мастерскую в художественном институте имени И.Е.Репина.
1958 Создаёт серию портретов артисток Государственного Академического Малого театра, множество пейзажей, натюрмортов.
июля Александр Михайлович Герасимов умер в Москве. На мольберте остался незаконченный натюрморт «Сирень».
История создания картины 1935 год Воспоминание А.М.Герасимова Воспоминание сестры
Воспоминания сестры о создании картины Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо. Митя, скорее палитру! закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину. Картина, которую брат назвал Мокрая терраса, возникла с молниеносной быстротой она была написана в течение трех часов. Наша скромная садовая беседка с уголком сада получила под кистью брата поэтическое выражение».
Воспоминание художника «Я сделал этюд в полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки с роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и мое семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, - настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами».
«После дождя. Мокрая терраса» Рассмотрите внимательно репродукцию картины. Как вы думаете, почему художник дал ей двойное название: «После дождя. Мокрая терраса»? Какое из них, на ваш взгляд, более точно соответствует авторскому замыслу?
План – место расположения какого-либо предмета в перспективе. Передний план, задний план (фон).
Что мы видим на заднем плане картины?
Что мы видим на переднем плане? Как выглядит терраса после дождя?
Фрагмент – часть какого-либо произведения искусства, живописи… Внимательно рассмотрите фрагмент картины. Найдите приметы только что прошедшего ливня. Какие еще части картины можно представить в виде отдельных фрагментов?
«После дождя. Мокрая терраса» Как вы думаете, почему терраса изображена не полностью? Смог ли художник передать на картине свой восторг от происходящего обновления в природе? Каким настроением пронизана картина, и как оно отражено в цветовой гамме? Какие краски помогают создать настроение воодушевления, праздника?
И.А.Купцов «Герасимов. После дождя» «На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на мокрую поверхность стола розоватые, голубые. Тени красочны, даже многоцветны. Отражения на покрытых влагой досках отливают серебром. Художник использовал лессировки, нанося поверх просохшего слоя новые слои краски полупрозрачные и прозрачные, словно лаковые. Наоборот, некоторые детали, например, садовые цветы, написаны пастозно, подчеркнуто фактурными мазками. Мажорную, приподнятую ноту вносит в картину контражур, прием освещения сзади, в упор, крон деревьев чем-то отдаленно напоминающих мерцающие витражи».
Лессировка нанесение тонкого прозрачного слоя краски, через который просвечивают нижние слои высохшей непрозрачной краски, для изменения цветового тона (усиления или ослабления).
Пастозно – от слова пастозность – особенность живописной фактуры картины, отличающейся жирными, плотными мазками кисти.
Контражур прием, когда источник света расположен позади изображаемого объекта.
Дождик прошел по садовой дорожке. Капли на ветках висят, как сережки. Тронешь березку – она встрепенется И засмеется. До слез засмеется. Дождь прошуршал по широкому лугу. Даже цветы удивились друг другу: В чашечках листьев, на каждой травинке По огонечку, по серебрянке.
Сравнительный анализ: Что общего в картине Александра Герасимова и в стихотворении Александра Яшина? Какой художественный прием использует поэт? Придумайте олицетворения для описания картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
Олицетворения внезапно налетел порывистый ветер ветер сорвал лепестки и рассыпал их по столу ветер опрокинул стакан на столе всё в саду зашумело и застонало деревья низко гнулись к земле пошёл дождь выглянуло солнышко сквозь слёзы заулыбался сад весело зашептала листва
Вывод В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Это одна из лучших картин А. М. Герасимова. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.
Примерный план I. Вступление. История создания картины 1) Александр Михайлович Герасимов – известный советский художник… 2) Однажды я задумал написать «групповой портрет моей семьи». Но внезапно… II. Основная часть. 1) На переднем плане картины я вижу… (описание террасы). 2) На дальнем (заднем) плане виднеется … (описание сада). III. Заключение. Впечатление от картины.
Домашнее задание Используя записи в тетради и материалы упражнения 61, написать сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя».