О готовности педагогов к реализации принципов педагогики понимания «… святая наука – услышать друг друга…» « счастье – это когда тебя понимают…»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Advertisements

Личностно -ориентированное образование семинар для учителей истории и обществознания Сидельникова М.Ю., заведующая ИОЦ отдела образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
«Личностно-педагогическая саморегуляция учителя».
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Личностно – ориентированный урок: конструирование и диагностика Пятницкая школа Завуч: Смирнова С.Н.
Лекция 4 Профессиональная культура педагога профессионального обучения.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Образовательная среда ДОУ : от " мира предметов " к " миру людей " Научно - методический семинар.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Базовые компетенции педагогической деятельности Составитель Галеева И.Ш., методист Городского методического центра.
Современные требования к профессионалу. Профессионал: - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными.
Деятельностный подход в образовании как методологический базис, на котором строятся различные системы обучения и воспитания.
Основа личностно-ориентированной технологии: Понимание и взаимопонимание Понимание и взаимопонимание Помощь и поддержка Помощь и поддержка.
ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Критерии личностной готовности педагога к работе с детьми
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Педагогическая поддержка. Педагогика поддержки - деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их.
Согласно концепции личностно ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со.
Системно- деятельностный подход в обучении. Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей А.С. Макаренко.
Транксрипт:

О готовности педагогов к реализации принципов педагогики понимания «… святая наука – услышать друг друга…» « счастье – это когда тебя понимают…»

Постулаты гуманистической педагогики: Ребенок есть явление в нашей земной жизни Ребенок приходит в этот мир со своей жизненной миссией Ребенок несет в себе величайшую энергию духа Ребенок проявляется не в отдельных особенностях, он целостен. Педагогическая цель – раскрыть жизненную миссию ребенка Ш.А.Амонашвили

Ключевые идеи педагогики сотрудничества как социально-педагогического движения гуманистического толка х гг. : Верь в себя. Верь в ребенка. Не навреди. Только вместе и творчески. С.Соловейчик, И.Иванов, И.Волков, Е и Б Никитины, М.Щетинин

Концепция педагогики поддержки 80-х гг. О. Газмана: Ключевая идея – воспитание свободоспособного человека, с одной стороны, социализиро- ванного, а, с другой стороны, ярко проявляющего свою индивидуальность

Необходимость – ключевое слово в традиционной педагогике Свобода, помноженная на ответственность, – ключевое понятие педагогики понимания

Сущность понимания в педагогической герменевтике понимание способпроцессрезультатобраздеятельность

Понимание – проявляется как создание чувственного образа, как привыкание к новой идее, как объяснение, умение выразить знания на естественном языке, как нахождение общего замысла, как обнаружение и преодоление парадокса, как ответ на вопрос, как степень овладения значениями, как толкование, как интерпретация, как постижение поступка или суждения другого человека.

Педагогическое понимание – один из принципов стиля нового педагогического мышления, следование которому предполагает перевод образовательной ситуации на язык внутренней речи, обнаружение смысла во взаимодействии с Другим.

Педагогическое понимание - не равнозначно объяснению. Понимание есть постижение индивидуального, тогда как объяснение стремится к обобщению. В объяснении участвует одно сознание, один субъект. В понимании – два сознания, два субъекта. Понимание должно быть сочувственным, сопереживательным.

Нельзя предрешать личность (и ее развитие), нельзя подчинять ее своему замыслу. Педагогическое понимание предполагает принципиальное согласие с возможностью существования разных, но признаваемых вполне равноценными позиций.

Понимание – процесс и результат работы не только сознания. Это духовная сторона любой человеческой деятельности, для которой важна глубина проникновения. Педагогическое понимание как процесс осмысления разворачивается в трех полях: Предметном, Логическом (поле значений) и Поле взаимоотношений участников ОП

Предметное поле – отражает отношения между предметами. Понимание строится на объяснении причинно-следственных, функциональных, структурных, генетических связей. Понимание строится по схеме: «Что есть, то доказано» Логическое поле – отражает отношения между понятиями, фактами. Понимание также строится на объяснении причинно- следственных, функциональных, структурных, генетических связей. Понимание строится по схеме: «Что доказано, то есть»

Смысловое поле отражает отношения между людьми Понимание строится на осмыслении событийных последствий (слово, жесты, поза, стоящие за ними смыслы). Сложность понимания связана с тем, что мнений, суждений по одному и тому же вопросу может быть столько, сколько участников дискуссии и даже больше. Важная роль принадлежит доверию, соучастию, безоценочному принятию Другого. Трудность формирования готовности к педагогическому пониманию заключается в распространенной стереотипной модели построения отношений учителя с учеником по принципу: «Я и безгласная вещь»

Помощь Другому означает: не сделать за него, а активизировать его внутренние резервы. Условия такой помощи: - осознание субъектом воспитания возникших качеств и отношений, которые требуют обоснованного педагогического воздействия; - принятие педагогических решений и планирование действий; - реализацию педагогического замысла совместно с субъектом педагогического воздействия; - анализ достигнутых результатов.

Основные характеристики стиля нового педагогического мышления: Стремление к максимальной гибкости; Способность к эмпатии, сензитивность к потребностям учащихся; Умение придать личностную окраску преподаванию; Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность; Владение стилем легкого, теплого неформального общения с учащимися;