О готовности педагогов к реализации принципов педагогики понимания «… святая наука – услышать друг друга…» « счастье – это когда тебя понимают…»
Постулаты гуманистической педагогики: Ребенок есть явление в нашей земной жизни Ребенок приходит в этот мир со своей жизненной миссией Ребенок несет в себе величайшую энергию духа Ребенок проявляется не в отдельных особенностях, он целостен. Педагогическая цель – раскрыть жизненную миссию ребенка Ш.А.Амонашвили
Ключевые идеи педагогики сотрудничества как социально-педагогического движения гуманистического толка х гг. : Верь в себя. Верь в ребенка. Не навреди. Только вместе и творчески. С.Соловейчик, И.Иванов, И.Волков, Е и Б Никитины, М.Щетинин
Концепция педагогики поддержки 80-х гг. О. Газмана: Ключевая идея – воспитание свободоспособного человека, с одной стороны, социализиро- ванного, а, с другой стороны, ярко проявляющего свою индивидуальность
Необходимость – ключевое слово в традиционной педагогике Свобода, помноженная на ответственность, – ключевое понятие педагогики понимания
Сущность понимания в педагогической герменевтике понимание способпроцессрезультатобраздеятельность
Понимание – проявляется как создание чувственного образа, как привыкание к новой идее, как объяснение, умение выразить знания на естественном языке, как нахождение общего замысла, как обнаружение и преодоление парадокса, как ответ на вопрос, как степень овладения значениями, как толкование, как интерпретация, как постижение поступка или суждения другого человека.
Педагогическое понимание – один из принципов стиля нового педагогического мышления, следование которому предполагает перевод образовательной ситуации на язык внутренней речи, обнаружение смысла во взаимодействии с Другим.
Педагогическое понимание - не равнозначно объяснению. Понимание есть постижение индивидуального, тогда как объяснение стремится к обобщению. В объяснении участвует одно сознание, один субъект. В понимании – два сознания, два субъекта. Понимание должно быть сочувственным, сопереживательным.
Нельзя предрешать личность (и ее развитие), нельзя подчинять ее своему замыслу. Педагогическое понимание предполагает принципиальное согласие с возможностью существования разных, но признаваемых вполне равноценными позиций.
Понимание – процесс и результат работы не только сознания. Это духовная сторона любой человеческой деятельности, для которой важна глубина проникновения. Педагогическое понимание как процесс осмысления разворачивается в трех полях: Предметном, Логическом (поле значений) и Поле взаимоотношений участников ОП
Предметное поле – отражает отношения между предметами. Понимание строится на объяснении причинно-следственных, функциональных, структурных, генетических связей. Понимание строится по схеме: «Что есть, то доказано» Логическое поле – отражает отношения между понятиями, фактами. Понимание также строится на объяснении причинно- следственных, функциональных, структурных, генетических связей. Понимание строится по схеме: «Что доказано, то есть»
Смысловое поле отражает отношения между людьми Понимание строится на осмыслении событийных последствий (слово, жесты, поза, стоящие за ними смыслы). Сложность понимания связана с тем, что мнений, суждений по одному и тому же вопросу может быть столько, сколько участников дискуссии и даже больше. Важная роль принадлежит доверию, соучастию, безоценочному принятию Другого. Трудность формирования готовности к педагогическому пониманию заключается в распространенной стереотипной модели построения отношений учителя с учеником по принципу: «Я и безгласная вещь»
Помощь Другому означает: не сделать за него, а активизировать его внутренние резервы. Условия такой помощи: - осознание субъектом воспитания возникших качеств и отношений, которые требуют обоснованного педагогического воздействия; - принятие педагогических решений и планирование действий; - реализацию педагогического замысла совместно с субъектом педагогического воздействия; - анализ достигнутых результатов.
Основные характеристики стиля нового педагогического мышления: Стремление к максимальной гибкости; Способность к эмпатии, сензитивность к потребностям учащихся; Умение придать личностную окраску преподаванию; Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность; Владение стилем легкого, теплого неформального общения с учащимися;