Районный конкурс «Знатоки родного края» Проект «Творчество, культура, традиции родного края» Управление образования администрации петровского муниципального района Творческое название Автор: воспитатель по изодеятельности МДОУ детского сада комбинированного вида 16 «Радуга» Федорова Екатерина Валерьевна Петровск 2010
Актуальность Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо с народной историей и культурой. Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо с народной историей и культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру и создан этот проект. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру и создан этот проект. Проект «От красивого к человечному» способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой …» становятся ближе, понятнее ребенку. Проект «От красивого к человечному» способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой …» становятся ближе, понятнее ребенку.
Тип проекта o Практико-ориентированный o Информационный o Творческий o Коллективный
Цель проекта Приобщение детей с общим нарушением речи и задержкой психического и психомоторного развития к истокам русской национальной культуры, к истокам истории, культуры, традиций и обычаев родного края, воспитание духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников.
Методические задачи проекта o Формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувство соприкосновения с ним; o Пробуждение чувства любви к Родине; o Систематизировать знания детей о символике государства, родного края; o Знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно- прикладным искусством; o Воспитание у детей любви и уважения к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю; o Расширение и углубление представлений детей о старинных семейных обычаях; o Воспитание радости от того, что мы родились и живем в России, желание стать наследником славных традиций истории родного края; o Формирование нравственных качеств для установления позитивных межличностных отношений; o Создание благоприятного психологического климата в группе, сплочение детского коллектива; o Развивать психические процессы: речь, память, мышление, восприятие, мелкую моторику рук; o Повышение уровня знаний родителей по теме проекта.
Вопросы Основополагающий: Как я могу сделать свой край лучше, краше? Вопросы учебной темы: o Почему нужно знать историю, традиции и обычаи своего края? o Почему нужно знать историю и традиции своего края? o Как можно прославить свой край? o Нужно ли приобщаться к истокам русской национальной культуры? Почему?
Проблемы самостоятельного исследования o Подбор учебного материала по данной тематике в соответствии с целями, задачами проекта, возрастом детей и их особенностями; o Изучение продуктов художественной деятельности детей, интересов, склонностей и других индивидуальных способностей детей; o Планирование художественной деятельности детей, определение перспектив её развития; o Отбор методов и приемов в работе с детьми, наиболее отвечающих их возрастным и индивидуальным особенностям.
Учебные предметы o Интегрированные занятия по изодеятельности o Комплексные занятия по изодеятельности, музыкальному воспитанию, физическому воспитанию, развитию речи, художественной литературе o Коррекционные занятия o Экскурсии в краеведческий музей, в картинную галерею o Развлечения
Итоговое мероприятие Фестиваль семейного творчества «У истоков истории, традиций и обычаев родного края», подготовленный и проведенный совместно с родителями и педагогами логопедической группы «Звездочка». Фестиваль семейного творчества «У истоков истории, традиций и обычаев родного края», подготовленный и проведенный совместно с родителями и педагогами логопедической группы «Звездочка».
Участники проекта Дети 5-7 лет с общим нарушение речи и задержкой психического и психомоторного развития, воспитанники логопедической группы «Звездочка» МДОУ детского сада комбинированного вида 16 «Радуга». Дети 5-7 лет с общим нарушение речи и задержкой психического и психомоторного развития, воспитанники логопедической группы «Звездочка» МДОУ детского сада комбинированного вида 16 «Радуга».
Срок реализации 5 недель
Ход реализации проекта 1 неделя o Экскурсия в краеведческий музей г. Петровска «Великого Петра творенье» o Интегрированное комплексное занятие по изодеятельности и развитию речи «Где наши корни? o Интегрированное комплексное занятие по изодеятельности и развитию речи «Мой город Петровск» o Коррекционное занятие «Старая пословица до веку не сломится» o Интегрированное занятие по изодеятельности «Художественные народные промыслы»
2 неделя o Экскурсия в краеведческий музей г. Петровска «Хозяйство и быт русских крестьян» o Интегрированное комплексное занятие по изодеятельности и музыкальному воспитанию «Живет в народе песня» o Коррекционное занятие «В гости к бабушке Загадушке» o Интегрированные занятия по изодеятельности «Дымковская игрушка» Интегрированные занятия по изодеятельности «Дымковская игрушка» Интегрированные занятия по изодеятельности «Дымковская игрушка»
3 неделя o Экскурсия в картинную галерею г. Петровска «Из истории славянской письменности и культуры» o Интегрированное комплексное занятие по изодеятельности и художественной литературе «Устное народное творчество – мудрость народа» o Коррекционное занятие «На печи лежим, сказки слушаем» o Интегрированное занятие по изодеятельности «Небесно-голубая гжель» o Интегрированное занятие по изодеятельности и развитию речи «Семейные традиции» Интегрированное занятие по изодеятельности и развитию речи «Семейные традиции» Интегрированное занятие по изодеятельности и развитию речи «Семейные традиции»
4 неделя o Экскурсия в картинную галерею г. Петровска «Мифы руками мастера» (творчество художника А.Иванова: резьба по дереву) o Интегрированное комплексное занятие по изодеятельности и развитию речи «Поэзия народного костюма» o Коррекционное занятие «Весёлая частушка» o Интегрированное занятие по изодеятельности «Диво–дивное - золотая хохлома» o Интегрированное занятие по изодеятельности «Люблю березку русскую» Интегрированное занятие по изодеятельности «Люблю березку русскую» Интегрированное занятие по изодеятельности «Люблю березку русскую»
5 неделя o Экскурсия в картинную галерею г. Петровска «Жизнь и творчество великого мастера» (памяти заслуженного художника Росси А.В. Можаева посвящается) o Интегрированное комплексное занятие по изодеятельности и развитию речи «Народные приметы» o Интегрированное комплексное занятие по изодеятельности и развитию речи «Русские народные праздники» o Интегрированное комплексное занятие по изодеятельности и физическому воспитанию «Собирайся народ! Кто в прятки идет?» o Фестиваль семейного творчества «У истоков истории, традиций и обычаев родного края» Фестиваль семейного творчества «У истоков истории, традиций и обычаев родного края» Фестиваль семейного творчества «У истоков истории, традиций и обычаев родного края»
Результаты Дети: o Используют в речи русский фольклор; o Знают былинных и сказочных героев; o Знают историю и элементы русского народного костюма; o Умеют различать изделия разных народных промыслов; o Знают историю, традиции и обычаи родного края, семьи; o Знают и умеют играть в русские народные игры; o Знают особенности устного народного творчества, русских народных песен и плясок; o Знают символику государства, родного края.
Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования МДОУ д/с 16 «Радуга» Ход реализации проекта «От красивого к человечному» Краеведческий музей Школа искусств Картинная галерея Центральная библиотека