3 апреля 2009 года
Самобытность внутреннего мира, незаурядность, одаренность - первичные качества подлинного учителя – личности.
Знать, значит уметь!
Психологический комфорт – это прежде всего взаимопонимание, взаимодействие, взаимотерпимость, когда учитель и ученик понимают друг друга с одного слова, одного взгляда.
Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя на учащихся и на их отношение к нему.
Д.Корнеги: искренне интересуйтесь людьми; улыбайтесь; помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук; будьте хорошим слушателем; говорите о том, что интересует собеседника; внушайте ему сознание его значимости.
дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
разумная и полезная деятельность всех на уроке; умение быть сдержанным в движениях, словах.
А.С. Макаренко говорил: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».
теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться по способностям; принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;
принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;
принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать); установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания;
принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания; мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки, материал дается большими дозами;
принцип наглядности (отработка умения наблюдать); принцип оптимизации (выделение главного, учет времени).
Выводы: - уважение, внимание, забота и одобрение учителей повышают у учащихся чувство собственной ценности и приводит к формированию позитивной самооценки; - положительные эмоции стимулируют действия позитивного характера; - желание учиться, мотивация учебных достижений связаны с положительным отношением к учителю; - важными качествами идеального учителя ученики считают способность к пониманию, отзывчивость, доброту, заботливость, то есть общечеловеческие качества, и только потом – высокий профессионализм.