Зам. директора по УВР МОУ Евсеевской СОШ Тарасовой Натальи Петровны Доклад по теме :« Изучение вероятностно - статистического материала в обязательном основном школьном курсе математики »
Современная концепция школьного математического образования ориентирована, прежде всего, на учет индивидуальности ребенка, его интересов и склонностей. Необходимость развития у всех школьников вероятностной интуиции и статистического мышления становится насущной задачей.
Работы психологов утверждают, что наиболее благоприятен для формирования вероятностных представлений возраст лет ( это 5-7 классы )
Именно вероятностно - статистическая линия, или, как ее стали называть в последнее время, - стохастическая линия, изучение которой невозможно без опоры на процессы, наблюдаемые в окружающем мире, на реальный жизненный опыт ребенка, способна содействовать возвращению интереса к самому предмету « математика », пропаганде его значимости и универсальности.
Один из важнейших аспектов модернизации содержания математического образования состоит во включении в школьные программы элементов статистики и теории вероятностей. Это обусловлено ролью, которую играют вероятностно - статистические знания в общеобразовательной подготовке современного человека. Без минимальной вероятностно - статистической грамотности трудно адекватно воспринимать социальную, политическую, экономическую информацию и принимать на ее основе обоснованные решения.
Изучение элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в основной школе стало обязательным после утверждения федерального компонента государственного стандарта общего образования.
При этом предлагается ориентироваться на следующее содержание : · Решение комбинаторных задач : перебор вариантов, подсчет числа вариантов с помощью правила умножения. · Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Диаграммы Эйлера. Средние результаты измерений. · Понятие и примеры случайных событий. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности. При этом предлагается ориентироваться на следующее содержание : · Решение комбинаторных задач : перебор вариантов, подсчет числа вариантов с помощью правила умножения. · Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Диаграммы Эйлера. Средние результаты измерений. · Понятие и примеры случайных событий. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.
Государственным стандартом образования предусмотрен обязательный минимум, и изложены основные требования к уровню подготовки выпускников.
Для основного общего образования, по теме - Элементы логики, комбинаторика, статистика и теория вероятностей на данный момент установлен следующий обязательный минимум : Множества и комбинаторика. Множества, элементы множества. Подмножества. Объединение и пресечение множеств. Диаграммы Эйлера. Примеры решения комбинаторных задач : перебор вариантов, правило умножения. Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результаты измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки. Понятие и примеры случайных событий. Вероятность. Частота событий, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности. Для основного общего образования, по теме - Элементы логики, комбинаторика, статистика и теория вероятностей на данный момент установлен следующий обязательный минимум : Множества и комбинаторика. Множества, элементы множества. Подмножества. Объединение и пресечение множеств. Диаграммы Эйлера. Примеры решения комбинаторных задач : перебор вариантов, правило умножения. Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результаты измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки. Понятие и примеры случайных событий. Вероятность. Частота событий, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.
Требования к уровню подготовки выпускника :
· Извлекать информацию представленную в таблицах, на диаграммах, графиках ; составлять таблицы, строить диаграммы и графики. · Решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения. · Вычислять среднее значения результатов измерений · Находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные · Находить вероятность случайных событий в простейших ситуациях. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для : · Анализа реальных числовых данных, представление в виде диаграмм, графиков, таблиц · Решение учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов · Сравнение шансов наступления случайных событий, оценка вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставление модели с реальной ситуацией
Анализ вероятностно - статистической линии в учебной литературе. Анализ вероятностно - статистической линии в учебной литературе.
Попытка построения вероятностно - статистической линии в базовом курсе математики основной школы предпринята в учебниках Под редакцией Г. В Дорофеева и И. Ф Шарыгина « Математика 5», « Математика 6», « Математика 7», « Математика 8» и « Математика 9».
Зубарева И. И., Мордкович А. Г. « Математика 5», « Математика 6». Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. « Алгебра : элементы статистики и теории вероятностей ». Под редакцией Теляковского С. А. Это учебное пособие предназначено для учащихся 7-9 классов, оно дополняет учебники : Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. « Алгебра 7», « Алгебра 8», « Алгебра 9», под редакцией Теляковского С. А.
Ткачева М. В. « Элементы статистики и вероятность ». Это учебное пособие для 7-9 классов и оно дополняет учебники Алимова Ш. А. « Алгебра 7,8,9». Мордкович А. Г., Семенов П. В. « События, вероятности, статистическая обработка данных ».
Тюрин Ю. Н., Макаров А. А. и др. « Теория вероятностей и статистика ». Бунимович Е. А., Булычев В. А. « Вероятность и статистика. 5-9 классы ».
В школе учащихся, прежде всего, необходимо ознакомить с процессом построения модели, учить их анализировать, проверять адекватность построенной модели реальным ситуациям, развивать вероятностную интуицию.
Литература : 1. Бунимович Е. А. Вероятностно - статистическая линия в базовом школьном курсе математики // Математика в школе Бунимович Е. А., Булычев В. А. Вероятность и статистика 5-9 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, Макарычев Ю. Н. Алгебра : элементы статистики и теории вероятностей : учебное пособие для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. Под ред. С. А. Теляковского - М.: Просвещение Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Изучаем элементы статистики. // Математика в школе Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Элементы комбинаторики. // Математика в школе Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Начальные сведения из теории вероятностей в школьном курсе алгебры. // Математика в школе
Спасибо за внимание !