Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Попова Елена Витальевна
Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме «Обособленные члены предложения». Проверить сформированность умения находить обособленные члены предложения, пунктуационно выделять их, определять условия постановки знаков препинания, использовать обособленные члены предложения в связной речи. Воспитывать интерес предмету, внимательное отношение к языку.
Обособленные члены предложения – это такие члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно. На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже – тире.
ВИДЫ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Обособленные второстепенные члены предложения Обособленные чл. пр. со значением сравнения, уподобления Обособленные чл. пр. со значением уточнения, присоединения
Обособленные второстепенные члены предложения обособленные определения согласованные определения несогласованные определения (приложения) обособленные обстоятельства причастные обороты определения, выраженные прилагательными деепричастные обороты и одиночные деепричастия обстоятельства, выраженные существительными с предлогами обособленные дополнения
Условия обособления определений и приложений Относится к личному местоимению. Стоит после определяемого слова. Имеет добавочное обстоятельственное значение. Приложение стоит после имени собственного и уточняет его. Приложение с союзом как имеет значение причины.
Условия обособления обстоятельств Выражены деепричастными оборотами. Выражены одиночными деепричастиями. Выражены существительными с производными предлогами несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие.
1. Возобновилась тишина морозная и светлая. 2. Трава сгибаемая ударами ветра и дождя ложилась на землю. 3. Сосна как дерево смолистое с трудом поддаётся гниению. 4. Журавли друг друга окликая осторожно тянутся гурьбой. 5. Несмотря на непогоду мы отправились в поход. 6. Грозой оторванный листок я вырос в сумрачных стенах. Определите вид обособления, расставьте знаки препинания,,,,,,,,,
Летом на улице я встретила странного человека, ОДЕТОГО В ПАЛЬТО, ВЫВЕРНУТОЕ НАИЗНАНКУ МЕХОМ, ТОРЧАЩИМ КЛОЧЬЯМИ, ПОХОЖИМИ НА ПРИЧЁСКУ КЛОУНА, ПРОГУЛИВАЮЩЕГОСЯ С ТИГРАМИ, ПРИЕХАВШИМИ В КОМАНДИРОВКУ ИЗ УССУРИЙСКОЙ ТАЙГИ…
Классифицирующий диктант Одиночное деепричастие Деепричастный оборот Существительное с предлогом 1.Чёрная речка вследствие таяния снега и ледников вышла из берегов и затопила низкие пастбища. 2. Волнуется южное море склоняясь шумят кипарисы. 3. Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы. 4. В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно. 5. Поднявшись на горную вершину мы увидели вдали море. 6. В трудные дни он работал не покладая рук. 7. Меж тем померкнув степь уснула. 2,7 3,51,4,,,,,,,,,,
Ошибка! Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа. (А.П.Чехов) Обозначаемое деепричастием действие должно относиться к подлежащему.
Исправь ошибки в употреблении обособленных обстоятельств. 1. Взобравшись на крышу сарая, мальчику хорошо виден сад, заросший травой. 2. Входя в салон, лицо Пьера было безразлично. 3. Подъезжая к лесу, на дорогу выскочил заяц. 4. Подъехав к платформе, собаки встретили нас дружным лаем.
Среди предложений 1 – 3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите его номер. ( 1) Мужественность относится не к физическим качествам человека, а к его духу.(2) Мужайся – значит крепи свой дух, не жалуйся, во всех обстоятельствах сохраняй бодрость. (3) Мы видим много людей, которые хнычут и причитают, вспоминая прежние времена.
Среди предложений 1 – 3 найдите предложение с обособленным определением. Выпишите его номер. (1) Миша обеими руками держал ноги животного, лежащего на спине, а голова болталась на весу. (2) Миша наклонился, прислоняясь щекой к щеке животного, и стал что-то говорить. (3) И олениха затихла, прислушиваясь к Мише.
Среди предложений 1 – 3 найдите предложение с обособленным приложением. Выпишите его номер. (1)Публицистические выступления известных писателей активно влияют на общественное сознание, являются действенной силой, корректирующей жизнь нашего общества. (2) Публицистике обязан своим спасением Байкал – жемчужина русской природы. (3) Благодаря писательской публицистике, началась борьба против попыток нарушить законы экологического равновесия.
Домашнее задание Из произведений художественной литературы выпишите 10 предложений с обособленными членами.
Что мы сегодня вспомнили на уроке? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднения? Что больше всего понравилось на уроке?