Область научных интересов: Информационные технологии в школьных предметах ( физика, экология и др.) Огородников Евгений Васильевич доктор педагогических наук Заслуженный учитель России награды: Грант Сороса премия префекта ЮЗАО
В 1973 году окончил физико-математический факультет Кокчетавского педагогического института по специальности: «учитель физики» С 1975 г. по 1987 г. старший преподаватель и доцент на кафедре физики Кокчетавского пединститута В 1983 г. - защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Экологический аспект политехнического принципа преподавания физики в средней школе» С 2003 г. - доктор педагогических наук. Тема диссертации: «Информационные технологии активизации обучения школьников на основе параллельных циклов деятельности.» С 1992 года по настоящее время – преподаватель информатики и физики в Межшкольном учебном комбинате 21 «Коньково» ЮЗАО ДО г. Москвы С 2001 г. - Заведующий лабораторией: «Информационных технологий в преподавании школьных предметов» ИСМО РАО
С 2003 года – профессор кафедры информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета и с 2006 г. – профессор кафедры теории и методики обучения информатике Московского педагогического государственного университета Эксперт Министерства образования РФ и Федерального экспертного совета по электронным изданиям. Член редколлегии журнала «Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования». Член диссертационных советов по теории и методике обучения информатике и информатизации образования. Член ТК «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
Автор более 100 публикаций, большинство из которых посвящено информационным технологиям в образовании, а около четверти – методике физики и экологическому образованию. Последние публикации: Интернет в образовании: информационные системы. Монография. М.:ИОСО РАО,2003, 99 с. Современный урок информатики в профильной школе. – М.: МГПУ, – 112 с. Практикумы проекты в профильной школе.- М.: ИСМО РАО, – 158 с. Метод параллельных циклов в информационных технологиях.- М.: МГПУ, с.
В кандидатской диссертации рассматривалась методика изучения физических основ экологизации производства. В докторской диссертации большинство конкретных разработок связано с использованием информационных технологий в преподавании физики. В работе руководимой лаборатории основной акцент делается на использование информационных технологий в преподавании физики.
Разработал метод параллельных циклов, который позволяет делать обучающие программы по физике динамичными и интерактивными. На его основе созданы: Модельные практикумы по физике для 8 и 9 классов. Практикум по решению задач для 8 класса. Интегрированный курс «Информатика, физика, математика».
Одна из работ модельного практикума по агрегатным переходам. Наблюдая характер молекулярного движения и количество поступившего тепла ученик определяет удельные теплоты плавления и парообразования.
А здесь ученик собирает электротехнические устройства из пролетающих частей.
В этой работе ученик должен успеть определить расстояние наилучшего зрения и предел аккомодации пока предмет приближается к глазу. Для этого он следит за мышцей хрусталика и изображением на сетчатке.
Есть работа, где ученик должен показать что в черном ящике, исходя из поведения пролетающих мимо него зарядов и магнитной стрелки. Остальные работы посвящены опыту Джоуля, КПД тепловых двигателей, теплоте сгорания топлива, электронагревателям. Практикум по задачам строится на основе генерации данных, которые изменяются в процессе решения.
Для облегчения использования информационных технологий на уроках физики и стимулирования учителей к собственным разработкам создается система оболочек, которые размещаются на личном сайте.
Оболочка для создания кроссвордов по предметам
Оболочка для проверки вводимых определений, групп слов и предложений.
Оболочка для рабочей тетради.
Оболочка для обобщающей таблицы
Оболочка для создания мультипликации
Для предметного моделирования по физике создана группа практикумов на основе лаборатории Ctrl-lab. В частности разработаны практикумы по механизмам и автоматам, каждый по 8 работ.
Для создания учебных проектов по физике и другим предметам разработана система практикумов- проектов. В их числе: Виртуальная библиотека Моя книжка Модель Квесты Учебное пособие Мой калькулятор
Создается система уроков различных типов и видов. Их характерные особенности – активное использование информационных технологий и нетрадиционные формы проведения: Урок-игра Урок-общение Специализированные уроки Уроки проектов