Актуальность По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и учащихся 53% школьников имеют ослабленное здоровье, около 90% - отклонение в психосоматическом развитии, 80% страдают от гиподинамии. За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5-2 раза. Данные мониторинга показывают, что основной проблемой является нарушение осанки учащихся и проблемы со зрением.
Проблема Забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Вот почему роль школы в сохранении и укреплении здоровья не может не стать ведущей. Анализ этой проблемы в практике работы школы показал, что в школе недостаточно осознается необходимость использования здоровьесберегающих технологий образования и формирования правильной системы ценностей, мотивов и установок, ориентации учащихся на здоровый образ жизни.
Новизна данной работы Понятие "здоровьесберегаю щие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель работы - Создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья организовав учебно- воспитательный процесс на основе здоровьсберегающих технологий детей младшего школьного возраста
Задачи Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Создание условий для совместной деятельности медицинского и педаго-гического работников в оздоровлении детей. Определение эффективных форм подготовки педагогических работников по оздоровлению детей, повышение ответственности по данной проблеме. Формирование у родителей, педагогов, учащихся ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.
Гипотеза Применение здоровьесберегающих технологий позволит создать комфортные условия для успешного обучения и воспитания учащегося в начальных классах.
Ожидаемые результаты – Укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье. – Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни. – Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха учащихся. – Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе. – Повышение уровня лечебной и профилактической работы. – Изменение восприятия проблемы педагогами, обучение их методам работы, сохраняющим здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе.
Объект программы Педагогический коллектив общеобразовательного учреждения. Учащиеся школы. Семьи детей, посещающих общеобразовательное учреждение. Врач общей практики
Основные направления работы Создание охранительного педагогического режима обучения, организация здорового образа жизни; Систематический анализ здоровья детей с целью последующей медико-психолого-педагогической коррекции; Профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний; Решение оздоровительных задач средствами физической культуры; Ориентация инновационной деятельности ОУ на важнейший критерий эффективности учебного процесса – улучшение физического и психического здоровья детей; Разработка педагогических технологий, методик, отбор учебного материала, способствующего сохранению здоровья детей; Изучение передового педагогического, медицинского, социального опыта по оздоровлению подрастающего поколения; Каждое из перечисленных направлений включает: Психологическое сопровождение; Взаимодействие с родителями.
Критерии здоровьесбережения на уроке Обстановка и гигиенические условия в классе Количество видов учебной деятельности Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности Количество видов преподавания Чередование видов преподавания Наличие и место методов, способствующих активизации Место и длительность применения ТСО Поза учащегося, чередование позы Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке Психологический климат на уроке Эмоциональные разрядки на уроке Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности
4 правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий. Правило 1. Правильная организация урока Правило 2. Использование каналов восприятия Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока представлена в таблице5
Применение здоровьесбережения в учебное время ИКТ на уроке математики Экскурсия на реку Физкультминутка на уроке игровая пауза на переменахПодвижная перемена
Результаты исследований за период с учебные года Количество уроков, пропущенных учащимися по болезни, сократилось в течение всего периода обучения (2 года) на 30%.
Уровень самооценки учащихся " Самооценка (определялась по шкале самооценки, автор Е.В. Сидоренко): Если в 1-м классе высокую самооценку имели 30% учащихся, а низкую самооценку –70%, то к концу 4-го класса учащихся с высокой самооценкой возросло до 75%, а с низкой сократилось до 25%.
успешность обучения находится в прямой зависимости от здоровья учащихся: без троек обучались только дети с высокими показателями здоровья..
Заключение Использование здоровьесберегающих программ в образовательном процессе позволяет не только избежать снижения состояния здоровья, но и способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, твор- ческой активности учащихся.