« Культура речи и речевой этикет » Юламанова Алина, Жидкова Мария 8 А класс СОШ 54 г. Уфа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дружба в старших классах Мини исследование Автор: Шакаева Седа 11 гум. Руководитель: Улунян Е.Е.
Advertisements

Общение наивысшая радость, дарованная людям. Кеннет Томас.
Выполнили: Индюшкина Ольга, Салимова Ксения. Говорить публично – значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и.
Прозвища как особый вид антропонимической лексики и их функционирование в школьной среде Автор работы: Ворошилов Семён, учащийся 8 класса МОУ Комсомольской.
«Молодёжный сленг как пласт речи учащихся МОУ «Большегривская СОШ»
Слова-паразиты в речи современных подростков Исследовательская работа Выполнила Чернова Екатерина ученица 9 класса Лебяженской СОШ. Лебяженской СОШ. Руководитель.
Слова – «паразиты» в речи учащихся 5 класса МОУ Харатская СОШ Выполнил ученик 5 класса МОУ Харатская СОШ Стерехов Михаил Руководитель: Соколова Н.Ю., учитель.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Портрет современного подростка Слишком говорлив. Чрезмерно подвижен. Не понимает чувств и переживаний других людей. Ощущает себя отверженным. Создает конфликтные.
Культура речи педагога в ДОУ. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Выполнила: Макалова К., ученица 6 Б класса лицея 1 Руководитель: Сташевская А. А., учитель русского языка и литературы Происхождение и классификация прозвищ.
ГИА. Подготовка к сочинению. Выполнила Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
Лингвистические средства выражения положительной и отрицательной оценки человека Автор: Сагайдак Кристина, ученица 10 класса А Руководитель: Чугунова С.
25 АПРЕЛЯ 4 ЧАСА С 9.00 ДО ЛИСТА Сочинение-рассуждение.
Культура речевого общения Михайлова И.М.. Что должен знать учитель о качествах речи? Теоретическая часть.
Адаптация пятиклассников. Какой он, младший подросток? Что мы знаем о нем? Каков его внутренний мир? Младшим подросткам присущи свои возрастные особенности,
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Основными функциями языка являются : Коммуникативная ( функция общения ); Мыслеформирующая ( функция воплощения и выражения мысли.
Роль метапредметных программ в создании единой речевой среды гимназии Веселова З.Т., учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ.
Из истории слов… «Сленг» в речи подростков…. В речи людей, окружающих меня, преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы. Что же.
Транксрипт:

« Культура речи и речевой этикет » Юламанова Алина, Жидкова Мария 8 А класс СОШ 54 г. Уфа

План работы: I. Введение II. Теоретическая часть: «Что такое культура речи и речевой этикет» 1) Культура речи и речевой этикет как раздел языкознания 2) Нормы русского литературного языка 3) Свойства хорошей речи 4) Ненормированная лексика: жаргон, арго, молодежный сленг III. Практическая часть 1) Исследование разговорной речи школьника-подростка 2) Анализ и обобщение 3) Апробация научной работы на уроке русского языка в 8 «А» классе IV. Вывод V.Портрет школьника-подростка VI.Комментарии психолога - Приложения - Литература

Свойства хорошей речи Основные рекомендации 1. Содержательность Продумайте тему и основную мысль своего высказывания; раскройте их полно, но не говорите и не пишите лишнего: весь материал подчиняйте теме и основной мысли. 2. Последовательность Следите за порядком изложения мыслей. Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом. 3. Богатство Используйте разнообразные языковые средства; избегайте неоправданного повторения слов. 4. Точность Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли. 5. Выразительность Подбирайте слова и выражения, наиболее ярко передающие ваши мысли, воздействующие на адресата речи. 6. Уместность Всегда учитывайте, с кем говорите и в какой обстановке. 7. Правильность Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы литературного языка.

Приложение 1 Словарь ненормированной лексики, употребляемой учениками нашего класса Аська, ася - (телефонный, компьютерный термин) от англ. ICQ. Зайти в асю. Бардак – (значение состояния) беспорядок. Бардак в сумке. Блин – (значение состояния, жаргон) 1) удивление. Блин, ты чё ? 2) плохо. Блин, я опять тетрадку забыл. Бух – (значение состояния) описание падения предмета. А он такой – бух! Влом – (значение состояния) лень. Мне влом делать домашку. Ваще 1 – (значение состояния) удивление. Ну, ты ваше! Ваще 2 – (описание) вообще. Он ваше странный. Долбануть – (значение действия) 1) отправить, отослать. Долбануть «смс». 2) ударить. Долбануть об стол. Достать – (значение действия, жаргон) надоесть. Ты меня достала! Дыкаться – (значение действия) находиться. Они дыкаются у Даши дома. Друган – (обращение) друг. Друган, дай списать.

Категории Примеры 1. Значение действия Подохли, долбану, дыкается, подези 2. Значение состояния Ни фига себе, блин, жесть, ой-ё-ё 3. Описание Ваще, вжух, такая, тупой, блин 4. ОбращениеЧё, друган, слышь, «начальника» 5. Жаргон Блин, отвечаешь, долбанули 6. Специальные слова«Аська», «блютус», ник

Процентное соотношение ненормированной лексики с нормами языка

Приложение 3. Анкета 1) Какое слово в разговоре с другом/подругой ты употребишь, если тебя поразил его внешний вид (причёска, новая вещь, синяк и т.д.) а) ни фига себе б) офигеть в) ваше г) блин д) вот это да! 2) Дежурный просит тебя стереть с доски за него, как ты ему откажешь: а) мне влом б) ща в) нет, не буду г) отвали 3) Тебе нужна ручка, ты обратишься к другу/подруге со словами: а) слышь б) ты, чё… в) по имени г) по прозвищу д) без обращения 4) Ты пересказываешь друзьям/подругам свой разговор с другом/подругой. Какие слова наиболее часто ты употребишь: а) блин, я… б) а он/она, такая, потом… в) ни чё себе… г) а он/она тупой… д) на что она мне ответила… 5) Ты хочешь рассказать/показать другу/подруге что-то смешное. Как ты начнешь, какими словами: а) слышь,… б) угарни,… в) прикол,… г) послушай что расскажу… 6) На каждой перемене сосед по парте дразнит тебя дурацким прозвищем. Ты ему скажешь: а) отвали б) достал в) задолбал г) я от тебя уже устал. Отстань! 7) Тебя обвиняют в том, что ты не делал. Как ты ответишь: а) блин, вы чё ваше б) ты отвечаешь, что это я в) слышь, я там не был г) я ни в чем не виноват

Приложение 4. Диаграммы Результаты анкетирования мальчиков Результаты анкетирования девочек

Комментарий психолога Галимова Айгуль Салихзянова, педагог-психолог II категории МОУ СОШ 54: В лет в развитии ребят наступает переломный момент, известный в психологии под названием подросткового кризиса. Подростковый возраст характеризуется проявлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. У подростка появляются новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено, поэтому он не может дать себе отчет, что именно с ним происходит. Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых, однако отношения подростка со взрослыми нельзя назвать простыми. В этот период ярко выражены стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, и в то же время ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Такие отношения подростка проявляются в относительно большом репертуаре форм поведения. Подростковый возраст характеризуется прежде всего повышением значимости «Я - концепции». Подросток стремится понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Часто установки, нормы и формы поведения, принятые подростком, а также его интересы, формы проведения досуга, стиль одежды, языка и т.п., имеют существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы поведения и ценности. И обобщенный портрет языковой личности подростка, составленный ученицами 8 «А» класса Юламановой Алиной и Жидковой Марией, яркое тому подтверждение.

Портрет одноклассника Итак, для подростка-восьмиклассника, по нашим наблюдениям, характерно следующее: 1. Общение на уровне односторонней коммуникации 2. Симуляция интереса к собеседнику, хаотичность целеустремлений как способа обратить на себя внимание 3. Стремление выделиться среди одноклассников любыми средствами, утвердить свое «я» 4. Неуверенность в себе, в основах своей позиции, в знаниях, в убеждениях 5. Неудовлетворенность собой и другими 6. Язык школьника-подростка имеет низкую речевую культуру, что проявляется в несознательности владения нормами языка, в отсутствии речевого этикета Таков общий портрет языковой личности ученика нашего класса.