Тема: Механизмы обучения Физиология ВНД и сенсорных систем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научение Выполнила студентка НИЭПП факультета психологии группы П-83 Коровина Анастасия Александровна.
Advertisements

Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Выполнили: Оля Гусева и Кристина Салмина. * Критерий того, что зачатки психики существуют у живых организмов, наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев)
Учебный проект «Механизм образования условного рефлекса» Хрисанова А.П. Мамедова Г.Д. Истилеева А.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, совокупность сложных рефлекторных реакций, обеспечивающих индивидуальное приспособление организма к изменяющимся условиям.
Высшая нервная деятельность Поведение. Высшая нервная деятельность(ВНД) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее.
Практическое занятие 5. (от лат. reflexus - отражённый) (от лат. reflexus - отражённый) - реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая.
Физиология высшей нервной деятельности Формы индивидуального обучения
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Кафедра нормальной физиологии КрасГМУ Проф. Ю.И. Савченков ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Глава II. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга Задачи: Дать характеристику рефлексам, рефлекторным дугам.
Отличие условных от безусловных рефлексов Безусловные рефлексы 1.Являются врожденными 2.Безусловные рефлексы являются видовыми 3.Являются постоянными.
Физиология высшей нервной деятельности Формы индивидуального обучения 2009.
ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ П.К. АНОХИНА Подготовил студент 1 курса ДБХ -101 Полянских Антон.
Рефлексы условныебезусловные Рефлекс – ответная реакция организма на внешние раздражители. Осуществляется при помощи нервной системы.
Рефлекторный принцип работы нервной системы.. Рефлекс. Рефлекторная дуга Рефлексом называется ответная реакция организма на воздействие внешних или внутренних.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА..
Нейробиология Формы обучения. Элементарные компоненты поведения.
Память 1. Понятие памяти 2. Теории памяти 3. Функции памяти 4. Виды памяти.
Транксрипт:

Тема: Механизмы обучения Физиология ВНД и сенсорных систем

2 ОБУЧЕНИЕ Обучение – процесс, заключающийся в проявлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретенного опыта. В процессе обучения происходит отбор оптимальных реакций организма, но процесс оценивается только по результатам поведения. Научение – последовательность сложных процессов, вовлекаемых в приобретение, хранение и воспроизведение информации. Типы обучения: 1) Неассоциативное обучение; 2) Ассоциативное обучение; 3) Когнитивное обучение.

3 1. Неассоциативное (облигатное) обучение Обусловлено набором средовых факторов, не требует совпадения (ассоциации) внешних сигналов с той или иной целостной деятельностью организма Относится к приобретённому поведению. Приобретённое поведение – формирование в течение индивидуальной жизни навыков, приспособительных реакций организма на воздействие внешней среды. Приобретенные формы поведения формируются в процессе обучения. Присуще молодым организмам. Формы неассоциативного обучения: 1) Суммационная реакция 2) Привыкание 3) Импринтинг 4) Имитация или подражание

4 1). Суммационная реакция Суммационная реакция – свойство нервной системы, заключающееся во временном усилении реакции организма или ее появлении на ранее неэффективный стимул под влиянием биологически значимого воздействия. Свойства суммационной реакции: Реакция вызывается неспецифическим стимулом; Реакция кратковременная; После исчезновения реакция не восстанавливается; Прекращение реакции (разрушение) не связано с ее торможением. В основе явления суммации лежат два процесса: Сенсибилизация – повышение чувствительности нервной ткани к раздражающим воздействиям; Фасилитация – облегчение запуска данной реакции.

5 2). Привыкание Привыкание – относительно устойчивое ослабление реакции вследствие многократного предъявления раздражителя, не сопровождающегося каким-либо биологически значимым агентом (подкреплением). Явление привыкания распространено в животном мире, начиная с одноклеточных организмов. Свойства привыкания Не связано с сенсорной адаптацией и утомлением. Рассматривают как подавление реакций, незначимых для животного.в основе привыкания – научение не отвечать на незначимые раздражители (негативное обучение)

6 Привыкание Привыкание – простейшая форма обучения, основа для более сложных форм обучения. Привыкание зависит от: специфичности стимула силы раздражителя состояния организма Типы привыкания на основе временной характерристики: кратковременные процессы привыкания; долговременные процессы привыкания Форма привыкания - Ориентировочный рефлекс ОР Факторы, вызывающие ОР: Новизна Неожиданность Значимость для организма

7 ОР Биологическое значение – повышение возбудимости сенсорных систем для наилучшего восприятия действующих на организм раздражителей с целью установления их биологического значения. Процессы, лежащие в основе формирования ОР: Начальная реакция – тревоги: повышение тонуса мышц и фиксирование позы (затаивание), генерализованное изменение электрической активности разных отделов мозга Исследовательская реакция – поворот головы, глаз в направлении источника раздражителя. Реакция возникает как результат рассогласования сопоставления действующей информации с уже имеющейся в памяти. При их совпадении - реакция не возникает.

8 3). Импринтинг – запечатление Импринтинг – комплекс видоспецифических поведенческих адаптаций животных и человека, появляющийся в быстрой и жесткой фиксации в долговременной памяти отличительных признаков объектов, имеющих для организма важное значение Свойства импринтинга Данный вид обучения не требует подкрепления. Условие реализации импринтинга – критический или сенситивный период развития. Запечатление сохраняется на протяжении всей жизни

9 4) Имитация или подражание Имитация или подражание – происходит от латинского «imitatio», что значит подражание, переимчивость. Имитация - обучение, основанное на приобретении индивидуального опыта одним человеком путем повторения действий другого человека. Формы имитации: Мимики; Движений; Жестов; Голоса; Поведения. Имитация: Носит врожденный характерр Условие реализации имитации – визуальный контакт

10 2. Ассоциативное обучение Ассоциативное обучение - (факультативное, эффект зависимое обучение) – осуществляется при расширении набора внешних факторов, способных приобретать то или иное сигнальное значение в зависимости от ассоциации их с целостной реакцией организма. В процессе ассоциативного обучения происходит формирование собственной среды путем извлечения для себя ее функциональных составляющих, значимых для выполнения тех или иных актов поведения. Значение – расширение приспособительных возможностей организма, выступающего в качестве активного фактора взаимодействия со средой. Возникает по мере созревания организма. Основные формы: классический условный рефлекс инструментальный условный рефлекс

11 1) Классический условный рефлекс Рефлекс (от лат – reflexus- отражение) – реакция организма на воздействие внешней или внутренней среды при обязательном участии нервной системы. Павловский условный рефлекс (рефлексы первого типа) – пример: рефлекс на модели слюноотделения при сочетании индифферентного и безусловного раздражителей. Условный рефлекс – индивидуальная системная приспособительная реакция, возникающая на основе образования в ЦНС временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и безусловно-рефлекторным актом

12 Классический условный рефлекс Пример – классический условный рефлекс И.П.Павлова – рефлекторное слюноотделение: Индифферентный раздражитель (какой-либо посторонний раздражитель – свет лампочки) сочетается с безусловным раздражителем (раздражение ротовой полости при попадании пищи) вызывает безусловное слюноотделение. Пища – являлась подкреплением. По мере сочетания этих компонентов первый раздражитель (лампа) приобретает свойство условного стимула, способного вызвать слюноотделение. Характеристика классического условного рефлекса: Совпадение условного и безусловного раздражителей во времени Многократное повторение Наличие подкрепления Подкрепление независимо от результата поведения Стимул связан с результатом поведения Биологическая значимость – адаптация к внешней среде за счет первичной ориентации по признакам среды.

13 2). Инструментальный условный рефлекс Инструментальный условный рефлекс – основной вид целенаправленного поведения животных и человека. Последовательность событий зависит и от внешней сигнализации и от поведения особи. Служат основой произвольного поведения и формируются на базе безусловно-рефлекторных двигательных реакций. Свойства инструментального рефлекса Первоначальная выработка двигательного навыка Научение методом проб, ошибок, случайного успеха Подкрепление определяется результатом поведения Стимул не связан с результатом поведения Результат поведения зависит от успешности реакции

14 Пример инструментального условного рефлекса Крыса в экспериментальной камере случайно нажимает на педаль и получает пищевое вознаграждение. При повторении – формируется связь – «нажатие на педаль – пища». Затем, после выработки прочной условной связи, экспериментатор перед нажатием на педаль включает посторонний раздражитель. После повторения этого комплекса формируется связь: «Сигнал – нажатие на педаль – пища». В рефлексе – активное начало – нажатие животным на педаль, двигательный акт не имеет генетической связи с получением пищи. Эти рефлексы называют оперантным поведением. Пример: поведение животного в лабиринте. Первые инструментальные рефлексы описаны Ю.М.Конорски.

15 Нейрональные механизмы ассоциативного обучения: 2 типа ассоциативного обучения: 1). Пре- постсинаптическое совпадение – принцип Д. Хебба. Условием усиления связи между пре и постсинаптическим нейроном является совпадение их активности. Достигается при большом количестве сочетаний 2). Пре-модулирующее совпадение Одновременно активизируется пресинаптический и модулирующий нейрон, в этом случае – не требуется одновременной с ними активации постсинаптического нейрона. Долговременная потенциация (ДП) – один из механизмов повышения эффективности синаптической передачи при обучении.

16 3. Когнитивное обучение Когнитивное обучение – основано на формировании функциональной структуры среды, т.е. на извлечении законов связей между ее отдельными компонентами. Форма обучения присуща зрелым особям с высокоразвитой нервной системой. Базируется на неассоциативном и ассоциативном обучении. Может рассматриваться как прогресс развития в онтогенетическом и филогенетическом плане. Основные формы когнитивного обучения: 1) психонервная деятельность 2) рассудочная деятельность 3) вероятностное прогнозирование

17 1) Психонервная деятельность (образная) Обучение, интегрирующее элементы внешней среды в целостный образ, который посредством ориентировочной реакции направляет поведение организма. Характерные особенности психонервной деятельности: Психонервный образ формируется после одной реализации индивидуального поведения Целостный образ фиксируется в долговременной памяти Целостные представления обусловлены функционированием нервных ансамблей, включающих комплексы нейронов сенсорных, моторных и ассоциативных областей коры.

18 2) Элементарная рассудочная деятельность Высшая форма адаптации, заключающаяся в использовании предварительно воспринятой тактики изменений в среде для выбора стратегии своего будущего поведения. Базируется на инстинктах и эмоциях. Характерные черты: Улавливает законы, связывающие предметы и явления мира Приобретается сразу, т.е.при первом соприкосновении с новыми условиями Использует индивидуальный и врожденный опыт организма Реализуется при участии эмоций Разработка учения о элементарной рассудочной деятельности связана с именем Л.В.Крушинского, 1977.

19 3). Вероятностное прогнозирование Форма обучения, заключающаяся в предвосхищении будущего, основанная на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. На основе их строится гипотеза, которая так же носит вероятностный характер На основе гипотезы выбирается реакция (стратегия поведения), приводящая к получению результата с наибольшей вероятностью. Биологическая значимость – построение прогноза для оптимизации дальнейшей деятельности. Теория вероятностного обучения основана на представлениях о возможности предсказания статистических закономерностей и выборе оптимальных стратегий поведения при обучении субъекта