Педсовет - семинар Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты МОУ «СОШ7 имени В.Н.Пушкарева г.Острова 11 ноября 2011года Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты МОУ «СОШ7 имени В.Н.Пушкарева г.Острова 11 ноября 2011года
Цель педсовета: раскрыть суть компетентностного подхода к образованию как необходимого условия, способствующего самореализации личности
Общее число вопросов и заданий, включенных в учебники, составило 3829: на усвоение содержания текста параграфа – 2532 (66,1%); на развитие речи – 270 (7,1%); на формирование умения работать с книгой – 33 (0,9%); на формирование личностного отношения к содержанию текста – 117 (3,1%); на установление межпредметных связей – 44 (1,1%); на умение пользоваться дополнительными источниками информации – 13 (0,3%); на формирование практических предметных умений – 820 (21,4%). Из 2532 вопросов на усвоение содержания текста параграфа 1885 (74,4%) рассчитаны на воспроизведение изученного материала. Общее число вопросов и заданий, включенных в учебники, составило 3829: на усвоение содержания текста параграфа – 2532 (66,1%); на развитие речи – 270 (7,1%); на формирование умения работать с книгой – 33 (0,9%); на формирование личностного отношения к содержанию текста – 117 (3,1%); на установление межпредметных связей – 44 (1,1%); на умение пользоваться дополнительными источниками информации – 13 (0,3%); на формирование практических предметных умений – 820 (21,4%). Из 2532 вопросов на усвоение содержания текста параграфа 1885 (74,4%) рассчитаны на воспроизведение изученного материала. Анализ комплекта учебников для 7-го класса
в Российском образовании знания занимают 65%, умения – 25%, обобщенные умения – 10%. в Российском образовании знания занимают 65%, умения – 25%, обобщенные умения – 10%. По данным ученых общественного института развития школы
Проблемы Российского образования ЗУНы УУД
Проблемы Российского образования Причина не в том, что плохо учим, а том, что даем знания готовыми!
Под идеей компетентностного подхода понимается Идея открытого заказа на содержание образования Попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка Главная проблема заключается в неэффективности системы общего образования. Не видно результата, значимого вне самой системы образования. Под идеей компетентностного подхода понимается Идея открытого заказа на содержание образования Попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка Главная проблема заключается в неэффективности системы общего образования. Не видно результата, значимого вне самой системы образования. Что такое компетентностный подход?
Компетенция - это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе, жизни готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели (Г. Селевко) круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе, жизни готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели (Г. Селевко)
Элементы понятия «Компетенция»
Что такое компетентность? Это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности / результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач / проблем Это качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта Это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности / результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач / проблем Это качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта
Есть ли разница между компетентностью и компетенцией? Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
ФГОС: три уровня компетенций Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Отражение компетентностного подхода в образовательных стандартах Общепредметные Предметные Ключевые
Коммуникативная компетентность Готовность к социальному взаимодействию Готовность к использованию информационных ресурсов Технологическая компетентность Готовность к самообразованию Готовность к разрешению проблем Европейские компетентности
Ключевые компетенции Информационное компетенции Ценностно – смысловые компетенции Компетентнции здоровъесбережения Общекультурноые компетенции Учебно – познавательные компетентции Компетенции личного самосовершенствования Коммуникативные компетенции Социально – трудовые компетенции Российского образования
Выводы и рекомендации ЗАДАЧА: необходимо педагогам ОСВОИТЬ деятельностные технологии, изменить содержание уроков, учить способам учебной деятельности КАК? ЗАДАЧА: необходимо педагогам ОСВОИТЬ деятельностные технологии, изменить содержание уроков, учить способам учебной деятельности КАК?
Выводы и рекомендации Не передавать сумму знаний, а формировать компетенции!
научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни научить ориентировать в мире духовных ценностей; научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности научить учиться, то есть научить решать проблемы в сфере учебной деятельности научить решать проблемы профессионального выбора научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни научить ориентировать в мире духовных ценностей; научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности научить учиться, то есть научить решать проблемы в сфере учебной деятельности научить решать проблемы профессионального выбора Цели школы с позиций компетентностного подхода
Формирование компетентенций идет не только через изучение учебных предметов, но и через всю организацию школьной жизни. С этой точки зрения образовательный процесс включает в себя и учебный процесс, и дополнительное образование учащихся, и их социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни. Формирование компетентенций идет не только через изучение учебных предметов, но и через всю организацию школьной жизни. С этой точки зрения образовательный процесс включает в себя и учебный процесс, и дополнительное образование учащихся, и их социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни. ВЫВОД
Профессиональная компетентность педагога Способность решать профессиональные проблемы в условиях профессиональной деятельности Сумма знаний и умений, определяющих результативность и эффективность труда Комбинация личностных и профессиональных качеств