Формирование математической компетентности у учащихся при обучении приемам сравнения чисел Шепелева Елена Николаевна, учитель математики
Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном современном мире Об образовании Социальный заказ Цели педагогической деятельности формирование у выпускников средней школы умений, способностей и компетенций, необходимых как для продолжения образования, так и использования их в практической повседневной деятельности.
Теоретическая проработанность формирования компетентностей
Ключевые компетентности – это… способность делать что-то хорошо или эффективно, это способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в каком-либо виде деятельности; стандарт способность стандарт способность отдельной личности правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять в связи с этим соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического или иного значимого результата личности ситуацию личности ситуацию Не существует единого согласованного определения ключевых компетенций
Компетентность - некоторый комплекс личностных качеств учащихся, основанных на их синтезе, их мотивированном использовании в деятельности и ценностно – оценочных отношениях. Математическая компетентность - это владение учащимися определенными знаниями и умениями, необходимые для развития логического мышления в процессе обучения математике.
Необходимость сравнения продиктована самой действительностью
Анализ учебников математики 1. Нет систематизации приемов сравнения чисел, 2. Не установлены очевидные связи между приемами сравнения и содержательными линиями в обучении математике, 3. Некоторые приемы сравнения даны не в явной форме.
проблема исследования методики обучения приемам сравнения чисел для формирования математической компетентности учащихся.
Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс формирования математической компетентности у учащихся через обучение приемам сравнения чисел. Задачи исследования: Уточнить содержание и структуру понятия «математическая компетентность» через изучение методической и педагогической литературы; ознакомиться с психолого-педагогическими основами формирования умения сравнивать; разработать систему упражнений на усвоение приемов сравнения чисел, записанных с помощью радикалов и логарифмов, направленных на формирование математической компетентности; апробировать составленную систему упражнений.
Сравнение - это установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями. (Л.П.Крившенко.) Сравнение - это логический прием, с помощью которого устанавливается сходство и различие предметов, явлений окружающего мира. (В.П.Трутнев) Понятие «сравнение»
Ч Е М у У Ч и т ь? Как умение сравнивать способствует формированию математической компетентности? прямое применение в знакомой ситуации известных факторов, стандартных приемов применение известных алгоритмов, работа с формулами, непосредственное выполнение вычислений распознавание эквивалентных представлений одних и тех же стандартных процедур
Данное упражнение содержит конкретное задание на сравнение чисел, но его нельзя решить применив ранее известные приемы сравнения чисел.
В данном примере применяется прием сравнения чисел с помощью свойств функции и устанавливается связь с использованием производной при исследовании функции на монотонность
Ч Е М у У Ч и т ь? Как умение сравнивать способствует формированию математической компетентности? Репродуктивная деятельность Установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задачи Интерпретация решения
Данный пример наглядно демонстрирует логическую цепочку рассуждений.
Ч Е М у У Ч и т ь? Как умение сравнивать способствует формированию математической компетентности? найти закономерность, провести обобщение, объяснить или обосновать умение анализировать, стоить логически верные цепочки рассуждений и грамотно записывать соответствующее решение поиск рациональных, эффективных, новых решений
Время и место исследования Участники исследования Отзывы участников 2009 г. Курсы повышения квалификации Учителя математики Систематизация приемов сравнения чисел, явная выраженность возможности развития математической компетентности при выполнении заданий г школа 24 г. Вологда классы Систематизация приемов сравнения чисел, применение изобретательности и интуиции для преодоления трудностей при выполнении заданий второго и третьего уровня, не перегруженность заданий текстовой информацией г. БОУ «Кич- городецкая СОШ» классы Систематизация приемов сравнения чисел. Задания интересные. Заставляют применять логику и мышление. Диагностика
1 уровень 2 уровень 3 уровень Входной контроль 17%78%5% Контроль на выходе 2%34%64% Результаты ЕГЭ 70 баллов - 1 ученик баллов – 78% баллов – 20% баллов – 2% учебный год 11 класс (профиль физико – математический)
1 уровень 2 уровень 3 уровень Входной контроль 10 класс сентябрь 2011 г. 77%23%0% Контроль на выходе 11 класс март 2013 г. 1%15%84% Результаты ЕГЭ учебный год класс (профиль физико-математический)
Всё познается в сравнении.