Наномодификация лакокрасочного покрытия модифицированные лакокрасочные материалы (ЛКМ) и покрытия (ЛКП)
Информационная справка В г.г., Сибирский Энерго Парк разработал технологию модифицирования лакокрасочных материалов (ЛКМ) и покрытий (ЛКП) на их основе для кузовов пассажирских вагонов. Так как при окрашивании других видов железнодорожного подвижного состава (локомотивы, грузовые вагоны и др.) используется, практически, одинаковая номенклатура ЛКМ, то можно с уверенностью сказать, что результаты, полученные при совершенствовании технологии окрашивания пассажирских вагонов, в полной мере достижимы и при окрашивании металлических грузовых вагонов.В г.г., Сибирский Энерго Парк разработал технологию модифицирования лакокрасочных материалов (ЛКМ) и покрытий (ЛКП) на их основе для кузовов пассажирских вагонов. Так как при окрашивании других видов железнодорожного подвижного состава (локомотивы, грузовые вагоны и др.) используется, практически, одинаковая номенклатура ЛКМ, то можно с уверенностью сказать, что результаты, полученные при совершенствовании технологии окрашивания пассажирских вагонов, в полной мере достижимы и при окрашивании металлических грузовых вагонов. В 2009 г. технология была испытана и внедрена на предприятиях ЗСЖД в процессе ремонта вагонов. Контрольные осмотры и замеры модифицированных ЛКП кузовов, проведенные в течение г.г. в соответствии с ведомственными нормами и в установленном порядке, показали значительно лучшую долговечность и внешний вид в сравнении с ЛКП, выполненными по традиционной технологии.В 2009 г. технология была испытана и внедрена на предприятиях ЗСЖД в процессе ремонта вагонов. Контрольные осмотры и замеры модифицированных ЛКП кузовов, проведенные в течение г.г. в соответствии с ведомственными нормами и в установленном порядке, показали значительно лучшую долговечность и внешний вид в сравнении с ЛКП, выполненными по традиционной технологии. Положительный технический эффект, а также оценки экономического эффекта показывают, что применение новой технологии может принести дополнительные доходы всем сторонам, заинтересованным в повышении качества ЛКП.Положительный технический эффект, а также оценки экономического эффекта показывают, что применение новой технологии может принести дополнительные доходы всем сторонам, заинтересованным в повышении качества ЛКП.
По данным ВНИИЖТ, «…ежегодно, около 70% вагонов… сети подвергаются вынужденной перекраске из-за низкого качества ЛКП кузовов. На перекраску расходуется свыше 1,5 млн. тонн ЛКМ. Невосполним также ущерб человеку и окружающей среде, т.к. более 30% вредных и опасных компонентов ЛКМ попадают в воздушную среду».По данным ВНИИЖТ, «…ежегодно, около 70% вагонов… сети подвергаются вынужденной перекраске из-за низкого качества ЛКП кузовов. На перекраску расходуется свыше 1,5 млн. тонн ЛКМ. Невосполним также ущерб человеку и окружающей среде, т.к. более 30% вредных и опасных компонентов ЛКМ попадают в воздушную среду». Основные причины: (а) низкое качество применяемых ЛКМ; (б) низкий уровень технологий окрашивания. Техническая и социальная проблемы
Комплексная безопасная и экономичная технология подготовки подвижного состава к окрашиванию, приготовления ЛКМ и нанесения ЛКП кузовов. В том числе: модифицирование ЛКМ запатентованными в РФ неметаллическими нанопорошками;модифицирование ЛКМ запатентованными в РФ неметаллическими нанопорошками; модифицирование ЛКМ запатентованными в РФ неметаллическими нанопорошками (рис. 2); Рис. 2. Пассажирские вагоны, кузова которых окрашены ЛКМ, модифицированными неметаллическими нано дисперсными порошками: (слева) – новые и (справа) – традиционные корпоративные цвета ОАО РЖД. мобильный окрасочный участок, включая комплектование участка запатентованными в РФ компактными техническими средствами, технический регламент обслуживания, методику обучения персонала (рис. 1). Рис. 1. Мобильный окрасочный участок в работе. Что предлагается?
1. Повышение долговечности и ресурса ЛКП, по меньшей мере, в 3-6 раз. Это следует, в частности, из сравнительных результатов контроля адгезии ЛКП, выполненных с использованием стандартных и модифицированных ЛКМ (рис. 3).1. Повышение долговечности и ресурса ЛКП, по меньшей мере, в 3-6 раз. Это следует, в частности, из сравнительных результатов контроля адгезии ЛКП, выполненных с использованием стандартных и модифицированных ЛКМ (рис. 3). Рис. 3. Адгезия ЛКП, размеры ячеек решетчатых надрезов 1 х 1 мм: М сторона вагона, окрашенная эмалью ПФ-115, модифицированной нанопорошками; С сторона вагона, окрашенная эмалью ПФ MC Технический и производственный эффекты
2. Внешний вид ЛКП кузова не изменяется под действием атмосферных осадков и солнечного света, сохраняется первоначальная насыщенность цвета ЛКП (рис. 4-6).2. Внешний вид ЛКП кузова не изменяется под действием атмосферных осадков и солнечного света, сохраняется первоначальная насыщенность цвета ЛКП (рис. 4-6). Рис. 4. Внешний вид ЛКП: (справа) – сторона, окрашенная стандартной эмалью; (слева) – сторона того же вагона, окрашенная стандартной эмалью, модифицированной нанопорошками. CM Технический и производственный эффекты
Рис. 5. Внешний вид ЛКП: справа – подтеки ЛКМ на стороне, окрашенной стандартной эмалью; слева – отсутствие подтеков на стороне, окрашенной стандартной эмалью, модифицированной нанопорошками. CM Рис. 6. Насыщенность цвета ЛКП сторон вагона, окрашенных модифицированной (М) и стандартной (С) эмалями. CM Технический и производственный эффекты
Экономический эффект определяется: увеличением срока службы покрытия ЛКМ кратно (от 2 до 6 раз);увеличением срока службы покрытия ЛКМ кратно (от 2 до 6 раз); повышением качества покрытия;повышением качества покрытия; снижением затрат на мойку;снижением затрат на мойку; снижением загрязняемости окраски снижением загрязняемости окраски сокращение расхода ЛКМ по сравнению со сложившимися стандартами на 30%, при повышении качества ЛКП.сокращение расхода ЛКМ по сравнению со сложившимися стандартами на 30%, при повышении качества ЛКП. Экономический эффект