Стратегии Сокращения Бедности Структура и содержание ССБ и процесс разработки и реализации
Стратегия сокращения бедности – ССБ Документ ССБ – как новый инструмент политики был одобрен МВФ и ВБ в декабре 1999 г. Инструмент ДССБ предполагался как основа для финансирования от МВФ по Фонду Снижения Бедности и Роста и от МАР ДССБ предполагался как инструмент планирования и координации помощи донорами и ООН Временные рамки – предварительно 3-годичный охват, но с видением долгосрочных перспектив для снижения бедности Ожидалось, что ДССБ будет включать данные по бедности и диагностики ее причин и тенденций, задачи по снижению бедности и краткосрочных индикаторов для мониторинга прогресса, а также описание институциональных мер по мониторингу и оценке Одобрение Советами МВФ и ВБ
Цели ССБ Разработать и реализовать эффективную стратегию преодоления бедности Поощрять больше консультаций с партнерами для разработки стратегий и политик, направленных на бедных Инструмент для страны управлять связями с внешними партнерами по развитию Установить эффективный механизм координации в помощи для развития
Основные принципы ДССБ Ориентация на национальную принадлежность и обеспечение процесса участия гражданского общества на всех стадиях Ориентация на результаты (соотносящиеся с международными целями развития), которые принесут пользу бедным Четкие приоритеты для того, чтобы сделать реализацию реально осуществимой Ориентир на партнерство (Правительство, гражданское общество, международные партнеры) Видеть долгосрочные перспективы для снижения бедности
Атрибуты сильных ДССБ (из опыта стран) 1 Обеспечение процесса широкого участия и консультаций с самого начала - каждый ССБ содержит описание процесса участия Долгосрочные перспективы Аналитическая основа базируется на целях по сокращению бедности Включение аналитического и всестороннего подхода, интегрирующего макроэкономические, структурные, секторальные и социальные аспекты и предоставляющего мероприятия по снижению бедности Полная информативность Ресурсы забронированы для бедных и уязвимых групп Гендерно-чувствительные Четко определены роли всех участников
Атрибуты сильных ДССБ (из опыта стран) 2 Интеграция в систему планирования и бюджетирования Четкие критерии мониторинга и оценки Эффективность расходов Во многих случаях, ДССБ является единственным национальным документом планирования для снижения бедности ДССБ рассматривается ООН как План Действий по реализации Декларации Тысячелетия
ДССБ, продвигаемый страной на принципе широкого участия При разработке – Правительство лидирует на самом высоком уровне и вовлекает все ключевые министерства в рабочие группы Одобрение Парламентом С самого начала обеспечивается процесс широкого участия, включая консультации на региональном и местном уровнях
ДССБ, продвигаемый страной на принципе широкого участия При реализации – Создание отдела по реализации и мониторингу Распоряжением Правительства или Указом Президента Вовлечение гражданского общества в разработку и реализацию Четкое определение ролей партнеров в реализации и мониторинге и оценке
УЧАСТИЕ УЧАСТИЕ рассматривается как процесс, когда местная общественность является партнером по всем программам по развитию.В этом случае участие становится средством для эффективной реализации таких инициатив УЧАСТИЕ как цель может быть выражено через продвижение общественности для овладение навыками, знаниями и опытом в принятии большей ответственности за свое развитие
Принцип Участия в ДССБ Ориентир на Результат Осуществимость Национальная принадлежность Транспарентность Устойчивость Эффективность
Стадии ДССБ процесса Как процесс участия может помочь Стадия 1: Аналитика и Диагностика Исследования для более глубокого понимания бедности и отражения многоообразия опыта в отношении гендера, возраста, этнических групп и т.д. Стадия 2: Формулирование Стратегии Анализ влияния снижения бедности на различные варианты общественных расходов Стадия 3: Одобрение Одобрение на стартовом уровне, затем одобрение Советами ВБ и МВФ. Стадия 4: Реализация Соглашение по ролям и ответственности с правительством и и лицами, предоставляющими услуги на местном уровне. Мониторинг. Обратная связь для ревизии стратегии и усиления ее эффективности. Стадияe 5: Оценка влияния Оценка ДССБ для извлечения уроков. Дополненный сбор данных и охват многогранной природы бедности и нужд различных групп. Более глубокое понимание Более широкая принадлежность и более широко принятый консенсус Общественное одобрение – важно, может быть достигнуто через широкие консультации Согласованные стандарты для исполнения, транспарентности и ответственности Усиление осведомленности о правах Доведение жалоб бедных до внимания Совместный мониторинг эффективности политических мер, общественных услуг и бюджетирования Совместное оценка для принятия во внимание восприятия партнеров на разных уровнях и их опыта
Издержки участия в ДССБ Существующие слабый институциональный потенциал и усталость от консультаций Завышенные ожидания Перенос тяжести на бедных и передача правительством ответственности по продвижению развития с принципом равенства Создание напряжения между секторами
Партнеры в процессе участия Правительство (центральное и секторальные министерства) Местные органы власти Институты Гражданского Общества (ГО) Парламент Агентства ООН Международные финансовые институты
Вовлечение гражданского общества в ДССБ Все партнеры четко представляют ожидаемый уровень вовлечения гражданского общества (ГО) Обеспечение представительности ГО Участие ГО - приоритет и обязательство Необходимо предусмотреть ресурсы, необходимые для обеспечения процесса участия Максимальное использование вклада ГО в консультативный процесс Опыт ГО должен быть использован для улучшения процесса и конечного продукта (ДССБ)
Продвижение консультаций Цель предоставить возможности для ГО и в особенности для женских организаций и частного сектора, участвовать в общественных дебатах для того, чтобы обеспечить, что интересы бедных приняты во внимание при разработке ССБ. внедрить подход, основанный на правах человека, через максимальное участие бедных и усиление ответственности всех партнеров в процессе развития