ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о познании
Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального Большинство Решающую роль играют ощущения и восприятия Сенсуализм (Дж. Локк) Решающую роль играют мыслительные операции Рационализм (Р. Декарт) Решающую роль играют опыт, эксперимент Эмпиризм (Ф. Бэкон) Мир познать невозможно Агностицизм (И. Кант)
Приведите примеры…
Формы познания Научное это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Художественное - отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы. Философское – стремление найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Мифологическое - объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев. Религиозное – объектом познания является Бог.
Формы чувственного познания Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий П редставление Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений В осприятие Элементарное отражение отдельных сторон и свойств явлений и предметов О щущение
Формы рационального познания Вывод нового знания на основе имеющихся суждений У мозаключение Логическая связь понятий. С уждение обобщенный образ похожих предметов на основе их существенных признаков П онятие
Рациональное познание, в отличие от чувственного: 1)дает истинные знания о предмете 2)опирается на ощущения 3)расширяет представления о мире 4)использует логические умозаключения В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит: непосредственное восприятие предмета систематизация информации классификация полученных данных формирование понятий
Основные мыслительные операции анализ синтез сравнение абстрагирование обобщение разложение целого на части объединение частей в единое целое сопоставление ряда явлений и предметов для выявления у них общего или различий формирование образов реальности посредством отвлечения и пополнения Распространение существенных признаков на все похожие предметы.
Роль практики в познании Практика – материальное освоение человеком окружающего мира. Практика Основа познания Критерий истинности знаний Цель познания
Истина Истина – соответствие представлений о предмете самому этому предмету. Относительная истина Абсолютная истина Субъективность Объективная истина Главный критерий истины – практика!
Противоположности истины Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету. Ложь – преднамеренное введение в заблуждение.
Полное, исчерпывающее знание называется: 1)относительной истиной 2)абсолютной истиной 3)объективной истиной 4)теорией
Наука – основная форма познания стремление к объективности целенаправленность определенные методы точность особый язык выявление законов и закономерностей, более глубоких знаний + искусство, философия, мораль, религия, повседневный опыт…
Установите соответствие Положение Вид познания общество – это многоголовая гидра, пожирающая человеческую индивидуальность научное обыденное художественное для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная общество – это сложная динамичная система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны одной из функций семьи является социализация подрастающих поколений
Уровни научного познания Основные формы знания – закон, принцип, научная теория Основные формы знания – факты и эмпирические законы Главная задача – объяснение изучаемых явлений Главная задача – описание предметов и явлений Рациональные формы познания Чувственные формы познания Теоретический Эмпирический
Этапы теоретического познания постановка цели и задач анализ литературы по теме формулировка гипотезы организация и проведение исследования анализ и обобщение полученных данных проверка гипотезы формулировка законов, научных прогнозов предположение
Методы научного познания Метод – совокупность приемов получения определенного результата. Эмпирические методы Теоретические методы Наблюдение включенное внешнее (невключенное) Эксперимент исследовательский проверочный мыслителоьный Анализ Синтез Индукция (от частного к общему) Дедукция (от общего к частному) Моделирование
Установите соответствие Методы научного познания Уровни научного познания эксперимент теоретический эмпирический математическое моделирование наблюдение структурный анализ системный подход
Основные отрасли научного познания Науки Фундаментальные (физика, химия и т. д.) Прикладные (агрономия, зоотехния и т. д.) По предмету и методу познания Естественные ТехническиеОбщественные Гуманитарные Физика Химия Биология Информатика Генная инженерия История Социология Политология Филология Психология Этика
Специфика познания общества Социальное познание Объект и субъект познания совпадают Сложность изучаемого объекта Изучаемые события и явления неповторимы Методы социального познания ограничены
Верны ли следующие суждения о социальном знании? А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания. Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов. верно только А верно только Б верно А и Б оба суждения неверны