Общественное развитие
Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние Типы социальной динамики Линейное движение (прогресс или регресс) Циклический Тип Зарождение – развитие – пик- упадок Спиралевидный тип (возврат к прош- лому на более высоком уровне)
Общественное развитие Мыслитель Взгляды Аристотель и Платон, Дж. Вико История – циклический процесс, замкнутый круговорот Гесиод (VIII- VII вв. до н.э.) Золотой век, серебряный век, железный век (регресс) Жан Антуан Кондорсе (1743 – 1794) История представляет собой картину беспрерывного развития, социального прогресса, в основе которого – прогресс человеческого разума
Общественное развитие Мыслитель Взгляды Георг Гегель (1770 – 1831) Общественный прогресс – движущая сила всех мировых событий Карл Маркс (1818 – 1883) Человечество все больше овладевает природой, развивает производство и совершенствует самого человека Карл Поппер (1902 – 1994) Прогресс возможен только для человеческих индивидуумов, но не для исторического процесса
Общественное развитие Мыслитель Взгляды Философы XX – XXI вв. Отказались от оптимистического взгляда на историю, характерного для идей прогресса. Прогресс противоречив – изменения в одних сферах могут сочетаться с застоем или регрессом в других. Прогрессивные на первый взгляд начинания приводят к губительным последствиям.
Направления общественного развития Регресс – деградация, переход от высшего к низшему Прогресс – движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному Гесиод, Ф.Ницше, О.Шпенглер, К.Поппер Ж.Кондорсе, И.Кант, Г. Гегель, О.Конт, К.Маркс
Примеры общественного прогресса Прогресс науки и техники (НТП, НТР) Прогресс в развитии производительных сил (неолитическая революция, промышленный переворот) Политический прогресс (переход от тоталитаризма к демократии) Прогресс в области культуры (переход от политеизма к монотеизму) Изменения в какой области являются более наглядными, а в какой – менее наглядными?
Противоречивость прогресса Приведите примеры из истории, соответствующие каждому графическому рисунку.
Критерий общественного прогресса Критерий – показатель, с помощью которого можно оценить что-либо развитие просвещение и человеческого разума развитие и совершенствование производительных сил увеличение объема научной информации, превращение науки в непосредственную производительную силу общества рост уровня жизни, степени социальной защиты совершенствование нравственности людей Мера свободы, которую общество готово предоставить индивиду (степень гарантированности обществом индивидуальной свободы)
Формы общественных изменений процесс обновления, придания тем или иным социальным структурам форм, отвечающим современным требованиям Модерни- зация преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы Реформа коренные, скачкообразные изменения всех или большинства сторон общественной жизни Революции постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю Эволюция Инновация рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях
Закрепление 1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано: (1) Первый в мире пароход был построен в Англии механиком Саймингтоном в 80-е гг. XVIII в. (2) Однако власти запретили его использовать, заявив, что волна от парохода разрушает берега. (3) Вторично пароход был изобретен Фултоном в Америке в 1807 г. (4) В 1825 г. была пущена в ход первая железная дорога. (5) Владельцы дилижансов, которые боялись конкуренции железных дорог, вели против них агитацию. Определите, какие положения текста отражают тенденцию А) к социальному прогрессу Б) к социальному регрессу
Закрепление 2. Установите соответствие между формами социального прогресса и их характерными чертами: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА А) разрушение основ существующего 1) реформа социального строя 2) революция Б) активное политическое действие народных масс В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса Д) сохранение фундаментальных основ существующего строя
Домашнее задание § 15, конспект выучить Подготовиться к контрольной работе по теме «Общественная жизнь». Выучить все конспекты и повторить §§