Электронное портфолио как условие профессионального роста педагога МОУ Белореченская средняя общеобразовательная школа Бобровская Т.В.
Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV- XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов ХХ века в Соединенных Штатах Америки. В конце ХХ и начале XXI веков эта идея становится популярной во всем мире, в том числе и у нас, в России.
- с французского - «излагать», «сформулировать», «нести», а также «лист», «досье», «собрание достижений» - с итальянского - «папка с документами», «папка специалиста» - современный словарь - это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Перевод «портфолио»
Приказ Минобразования РФ и РАО от N 4509/49 Программа совместных мероприятий Минобразования России и Российской академии образования по введению профильного обучения обучающихся на третьей ступени общего образования. В документе дается следующая трактовка понятия портфолио: Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося.
Портфолио позволяет решить две основные задачи: 1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников. 2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними)
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи: - поддерживать и стимулировать учебную мотивацию - поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; - развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; - формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; - содействовать индивидуализации образования школьников; - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Три основные типа портфолио -Портфолио документов -Портфолио работ -Портфолио отзывов Можем ли мы ограничиться тремя направлениями для создания портфолио педагога?
Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Сейчас возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей помочь решить проблему, связанную с объективным оцениванием профессионального роста учителя. Поэтому портфолио одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форма, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания.
Современный учитель учитель, владеющий навыками информационных технологий. Поэтому и портфолио, созданный средствами различных компьютерных программ, позволяет собрать электронные наработки, наглядно отразить динамику профессионального развития учителя. Электронный портфолио помогает строить различные визуализации: сводные таблицы, деревья, диаграммы, графики, создавать презентации и т.д. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются. Новизна и практическая значимость заключается в том, что портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Выделяют несколько видов портфолио учителя: портфолио развития отчетный портфолио демонстрационный портфолио
Электронный портфолио создает условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста. При создании и наполнении электронного портфолио от учителя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно- методических комплексов
Мозговой штурм Какова же структура портфолио учителя? Есть ли общепринятая модель портфолио? НЕТ! Портфолио учителя очень индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается. И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах.
Электронный портфолио – это ресурс, аккумулирующий образовательную продукцию учителя и отражающий рост его личных достижений.
Вывод: Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от особенностей педагога. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем О. Уайльд