Урок развития речи по русскому языку в 7-ом классе
Выборочное изложение текста с элементами описания внешности литературного героя (по Упражнению 130) Выборочное изложение текста с элементами описания внешности литературного героя (по Упражнению 130)
Цели урока: Показать, как используется портретное описание для характеристики героев; Показать, как используется портретное описание для характеристики героев; Закрепить умение собирать (отбирать) материал к высказыванию по книжному источнику; Закрепить умение собирать (отбирать) материал к высказыванию по книжному источнику; Обогащать словарный запас учащихся; учить выражать своё мнение; Обогащать словарный запас учащихся; учить выражать своё мнение; Подготовить учащихся к написанию изложения. Подготовить учащихся к написанию изложения.
Методические приёмы: 1.Выразительное чтение текста 1.Выразительное чтение текста 2.Беседа по вопросам 2.Беседа по вопросам 3.Работа с планом 3.Работа с планом 4.Пояснения учителя 4.Пояснения учителя 5.Словарная работа 5.Словарная работа 6.Самостоятельная работа 6.Самостоятельная работа
Подготовка к изложению: Пояснения учителя; Пояснения учителя; Чтение текста; Чтение текста; Беседа по прочитанному; Беседа по прочитанному; Выбор материала к изложению по темам; Выбор материала к изложению по темам; Составление плана; Составление плана; Систематизация материала; Систематизация материала; Самостоятельная работа над изложением. Самостоятельная работа над изложением.
Беседа по тексту: Беседа по тексту: - Что предполагает выборочное изложение? - Что предполагает выборочное изложение? - Вспомните, как вы описывали портрет известного вам - Вспомните, как вы описывали портрет известного вам человека? человека? - Какое впечатление произвёл на вас текст? - Какое впечатление произвёл на вас текст? - Чем интересно его содержание? - Чем интересно его содержание? -Какова тема текста? -Какова тема текста? -Каково построение текста? Сколько в нём частей? -Каково построение текста? Сколько в нём частей? -Назовите микротемы. -Назовите микротемы. -Какие ключевые фразы вы выделили, на что следует -Какие ключевые фразы вы выделили, на что следует обратить внимание? обратить внимание? -Смешивание каких типов текста мы наблюдаем? -Смешивание каких типов текста мы наблюдаем? -Каков стиль текста? -Каков стиль текста? -Объясните слова, помеченные звёздочкой -Объясните слова, помеченные звёздочкой
Художественные приёмы, используемые автором при описании героев: Художественные приёмы, используемые автором при описании героев: Эпитеты: Эпитеты: Сравнения: Сравнения: Слова с уменьшительно-ласкательными Слова с уменьшительно-ласкательными Суффиксами: Суффиксами: Риторические вопросы: Риторические вопросы: Авторские вводные слова: Авторские вводные слова: Диалоги: Диалоги:
Словарная работа: Словарная работа: Хутор, -а, мн.-а, -ов, м. 1. Обособленная крестьянская усадьба с земельным участком. Хутор, -а, мн.-а, -ов, м. 1. Обособленная крестьянская усадьба с земельным участком. 2.Небольшой крестьянский посёлок на Украине, Кубани, Дону. 2.Небольшой крестьянский посёлок на Украине, Кубани, Дону. Кисет, -а, м. Небольшой мешочек со шнурком для хранения самодельного табака. Боец получил в подарок кисет, расшитый цветами. Кисет, -а, м. Небольшой мешочек со шнурком для хранения самодельного табака. Боец получил в подарок кисет, расшитый цветами.
Выбор материала к изложению по темам: Выбор материала к изложению по темам: Деление класса на группы: Деление класса на группы: 1. Самостоятельно выбрать материал по темам: «Отец», «Сын». 1. Самостоятельно выбрать материал по темам: «Отец», «Сын». Сделать соответствующие записи. Сделать соответствующие записи. 2. Что в записанных материалах следует сгруппиро- 2. Что в записанных материалах следует сгруппиро- вать? вать? 3. В какой последовательности лучше использовать 3. В какой последовательности лучше использовать данный материал? данный материал?
Составление плана: Составление плана: Тема «Отец» Тема «Отец» Тема «Сын» Тема «Сын» 1. Рост, фигура 2. Руки 3. Глаза 4. Голос 5. Одежда 1.Возраст 2. Глаза, брови 3. Руки 4. Одежда
Возможное начало изложения: Возможное начало изложения: Один из героев повести М. А.Шолохова «Судьба человека»- высокий сутулова- Один из героев повести М. А.Шолохова «Судьба человека»- высокий сутулова- тый мужчина … тый мужчина … …На первой странице рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» мы зна- …На первой странице рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» мы зна- комимся с двумя основными героями. комимся с двумя основными героями. Один из них – это… и т. д. Один из них – это… и т. д.