«Молодёжный сленг как пласт речи учащихся МОУ «Большегривская СОШ»
Цель исследования - максимально полно описать сленговые слова, используемые учащимися МОУ «Большегривская СОШ». Задачи исследования: 1) изучить научные источники о сленге как диалекте русского языка; 2) провести исследование сленговых слов в речи учащихся и причин его появления, предметно- понятийные области, механизм пополнения сленга; 3) проанализировать результаты исследования.
Объект исследования - речь учащихся МОУ «Большегривская СОШ». Предмет исследования - молодежный сленг как пласт речи учащихся МОУ «Большегривская СОШ».
Методы: анализ и синтез теоретического материала, лингвистические методы: описательный, сопоставительный, сравнительный, наблюдение, анкетирование, метод ранжированной оценки, обобщение.
Анкета 1 Р.п Большегривское МОУ«Большегривская СОШ» ___ класс Уважаемый респондент! Просим Вас принять активное участие в анкете и ответить на вопросы: 1. Почему вы употребляете сленговые слова? 2. Где, когда, с кем вы говорите на языке сленга? _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________ 3. Используете ли вы сленговые слова в разговоре с родителями? _____________________________________________________ _____________________________________________________ ______________________________________
Результаты исследования по выявлению причин использования сленговых слов в речи учащихся Сленговые слова употребляются потому, что этими словами можно кратко и быстро выразить свои мысли. Для налаживания коммуникативных отношений с детьми родители используют в своей речи сленговые слова, имеющие положительную и нейтральную окраску. Использование сленговых слов в речи учащихся вызвано тем, что окружающие их сверстники говорят на языке сленга. Это свидетельствует о том, что сленг употребляется в определенной возрастной группе.
Анкета 2 Р.п. Большегривское МОУ «Большегривская СОШ» ___ класс Уважаемый респондент! Просим Вас принять активное участие в анкете и ответить на вопросы: Какие сленговые слова вы используете в своей речи? _________________________________________________________ _____________________________________________________ 2. Знаете ли вы их происхождение (да-нет)? Если да, то поясните происхождение слова. ________________________________________________________ 3. Даны сленговые слова. Выпишите их по мере употребления в вашей речи: базар, балдёж, блин, ботан, баклан, валяй, дятел, все в шоколаде, жить в малине, косяк, догонять, заметано, облом, ништяк, лажа, круто, ляпнуть, тусоваться, шняга, шнурки в стакане, ящик, фигня, тормозить, шнифы, щипач, фигеть, отстой, отвалить, напрягать, зацени. Употребляю часто Употребляю Иногда Никогда не употребляю
Результаты анкетирования учащихся по выявлению предметно-понятийных областей использования сленговых слов: Основная часть сленговых слов, используемых в речи учащихся, связана с социумом и учебой, то есть составляют общебытовой словарь. Употребляемые слова окрашены положительной эмоциональной и нейтральной смысловой окраской. Следует отметить, что среди употребляемых сленговых слов нет агрессивной лексики. Отсутствуют сленговые выражения, связанные с алкоголизацией и наркотизацией, это позволяет сделать вывод, что у учащихся нет интереса к веществам, вызывающим зависимость.
Анкета 3 Р.п Большегривское МОУ «Большегривская СОШ» ___ класс Уважаемый респондент! Просим Вас принять активное участие в анкете и ответить на вопросы: 1. Запиши значение сленговых слов Сленговое словоЧто означаетПроисхождение слова База Выеживаться Ежик Исперы Клеить Окно По фене ботаешь? Стебно Табло Отпад Фуфло Черепа Шнифы Шняга Шнурки в стакане Тусовка Фигеть Хата Чмо
Результаты анализа состава сленговых слов, употребляемых учащимися МОУ «Большегривская СОШ» Ни один из респондентов не смог ответить на вопрос происхождения и образования слов. Этот результат позволяет сделать вывод, что учащиеся не задумываются об образовании и происхождении сленговых слов, которыми они пользуются. Значение одного и того же сленгового слова трактуют по-разному, отсюда можно сделать вывод: сленговые слова не имеют конкретного определения, им свойственна размытость лексического значения. Сленговые слова, употребляемые учащимися нашей школы, образованы следующими способами: На первое место выходят слова, образованные самыми стандартными суффиксами и префиксами Заимствование блатных арготизмов Аббревиация Метафорика Слова иноязычного происхождения
Результаты исследования молодежного сленга как пласта речи учащихся МОУ «Большегривская СОШ» Сленговым словам свойственна некоторая размытость границ, поэтому вычленить сленг как замкнутую подсистему (пласт), как объект наблюдения можно только условно. Сленговые слова, употребляемые учащимися МОУ «Большегривская СОШ», связаны с социумом и учебой, то есть составляют общебытовой словарь. Использование сленговых слов в речи учащихся вызвано тем, что на языке сленга говорят окружающие их сверстники, слова кратки и эмоциональны, при помощи их легче выразить свои мысли.
Современного школьника без сленга представить невозможно. Главные достоинства сленга – выразительность и краткость. Но любой культурный человек может и обязан выразить любую свою мысль на литературном языке. Если человек постоянно выражает свои мысли языком сленга, ему очень сложно правильно и грамотно выразить свое мнение, поэтому необходимо всячески бороться с любыми проявлениями жаргонизации речи учащихся.