PASCAL Линейные вычислительные алгоритмы
Цель: отработать навык составления линейных программ. Требования к знаниям учащихся: Учащиеся должны знать: Алгоритмические структуры следования; Правила записи арифметических выражений, операторы ввода, вывода, присваивания. Учащиеся должны уметь: Пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; Составлять линейные программы; Использовать операторы ввода, вывода, присваивания.
Тест по теме «Основы языка Паскаль»
РАБОТА С ДАННЫМИ (повторение)
ВВОД ДАННЫХ С КЛАВИАТУРЫ 5 Для того, чтобы ввести информацию с клавиатуры, необходимо воспользоваться оператором ввода: Read или ReadLn. Синтаксис: Read (N1, N2, … Nn); Где N1, N2, … Nn – переменные (целые, вещественные, строковые) После ввода значения, необходимо нажать клавишу Enter Если переменных в операторе указано несколько, то они вводятся через пробел, либо через нажатия клавиши Enter В переменную Х, заносится значение введенное с клавиатуры
РАБОТА С ДАННЫМИ 6 ЗАДАНИЕ ТИПА ДАННЫХ ОБЪЯВЛЕНИЕ ИДЕНТИФИ- КАТОРОВ Однозначность операций над данными Идентификация данных ЗАДАНИЕЗНАЧЕНИЙ Операции с данными
ЦЕЛЫЙ ТИП ДАННЫХ 7 Конечный набор возможных значений ! Выход за пределы диапазона приводит к ошибке !
ОБЪЯВЛЕНИЕ ПЕРЕМЕННЫХ 8 Program Имя_программы; Uses раздел подключаемых модулей; Var раздел описания переменных; Begin Основное тело программы; End. Переменная – это идентификатор, способный хранить какое-либо значение (число, строку и т.п.) и менять его в процессе работы программы. Зарезервировано место в памяти компьютера под 3-и переменных Синтаксис: Var : ;
:= Для задания значения переменной, необходимо воспользоваться оператором присваивания := := ; В переменную (целочисленную) А3 с именем А заносится значение 3 Синтаксис записи: ЗАДАНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ПЕРЕМЕНЫМ 9
S X Y В переменную с именем S заносится сумма значений, которые хранятся в переменных X и Y Арифметические операции: + - * / Стандартные операции: div | mod | sqr ОПЕРАЦИИ С ЦЕЛЫМИ ПЕРЕМЕННЫМИ 10 S Значение, хранящееся в переменной с именем S выводится на экран Нельзя использовать с целыми типами
Подробнее о DIV и MOD Операция Обозначение Тип аргус. Тип результ. Действие Целая часть от деления A DIV Binteger 11 DIV 3 = 3 Остаток от деления A MOD Binteger 11 MOD 3 = 2
Примеры использования DIV и MOD : Операции DIV и MOD часто используются для анализа чисел, например, для получения цифр, из которых состоит число. Задача: 58DIV 10 = 5 {первая цифра} 59MOD 10 = 9 {последняя цифра}
Пусть даны два числа а и b. Найдите целую часть от деления a на b и остаток от деления а на b. Блок-схема: Начало Ввод а и b Вычисляем целую часть от деления а на b и сохраняем в переменной d Вычисляем остаток от деления а на b и сохраняем в переменной m Выводим d и m Конец
Program zadanie; Var a, b, d, m: integer; Begin read (a, b); d := a div b; {вычисляем целую часть от деления} m := a mod b; {вычисляем остаток от деления} write (d,, m); end.
Практическая работа 2