Культурная жизнь в годах на Кубани
В Екатеринодаре в начале XX в. наблюдается заметное приращение городской территории - в три раза. В 70-е годы в Екатеринодаре в среднем возводится 100 построек в год, в 80-е - 250, в 90-е -300, а в первое десятилетие XX в построек в год.
В кубанской архитектуре преобладает э к л е к т и з м, сочетавший в себе элементы разных архитектурно- художественных направлений.
С гг. в гражданское строительство проникает м о д е р н. Наряду с эклектизмом и модерном бытовал также – н е о р у с с к и й стиль.
Заметный след в архитектуре Екатеринодара начала XX в. оставил И. К. Мальгерб ( гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены: - городской общественный банк, - Троицкая церковь (1899 г.), - Екатерининский собор (1900 г.), - трехэтажный дом Армянского благотворительного общества (1911 г.), - четырехэтажное здание коммерческого училища (1913 г.) и др.
С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин ( гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: -Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции.
Известным архитектором в начале XX века являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал: Административное здание по ул. Красной, 6, прошлом дом ф. М. Акулова. Построен в гг. реконструировал гостиницу "Центральную", проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий
Одним из самых активных кубанских зодчих являлсяВ. А. Филиппов ( гг.), Ему принадлежат проекты таких зданий, как: Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь ( гг.), Покровская церковь (1888 г.), Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия ( гг.), часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака (1895 г.), епархиальное женское училище ( гг.), здание Общества взаимного кредита, особняков Акулова и Колосовой (1894 г.) и др.
Архитектору Н. Г. Петину ( гг.) принадлежат проекты: - Ильинской церкви, (во имя Св. пророка Ильи; ул. Октябрьская, 149) - Дворец творчества детей и юношества (ул. Красноармейская, 54). В прошлом первая Екатеринодарская мужская гимназия.
К 80-м годам XIX века в Екатеринодаре уже было сооружено девять православных храмов, по одной армяно-григорианской церкви, римско-католическому молитвенному дому и еврейской синагоге. В 1910 г. велось строительство таких соборов, как Семипрестольный храм во имя Св. Екатерины и храм во имя Св. Троицы.
Сооружение ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ В Екатеринодаре в 1897 г. по проекту архитектора В. А. Филиппова был сооружен памятник 200-летию Кубанского казачьего войска. В 1907 г. на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II.
В июле 1920 г. в Екатеринодаре был открыт Театр для детей, одним из инициаторов создания которого выступил будущий знаменитый детский писатель и блестящий переводчик С.Я.Маршак.
В Екатеринодаре служил на заводе отец Маршака. Летом 1917 года туда переселилась вся семья. Маршак работал в местной газете, а после восстановления Советской власти заведовал секцией детских домов и колоний областного отдела народного образования.
Театральный режиссёр Всеволод Эмильевич Мейерхольд В строительство новой жизни был вовлечён театр В Новороссийске его арестовала контрразведка, сидел в тюрьме, коммунист, единственный большевик среди крупных деятелей театра. Летом 1919 года создаёт первый советский театр им. Ленина в Новороссийске
В.Э. Мейерхольд на репетиции спектакля «Выстрел» В начале 20-х годов в театре работала труппа в составе 21 человека, созданная В.Э.Мейерхольдом.
В разные годы, в театре выступали Леонид Собинов, величайший тенор своего времени, Василий Качалов, Иван Берсенев, Александр Вертинский. Оркестр Олега Лундстрема, солисткой которого была популярнейшая Клавдия Шульженко. Посещение театра зрителями вносило приятное разнообразие в небогатую на яркие события повседневную жизнь.
Сергей Есенин В 1920 г. на перегоне Тихорецкая – Пятигорск из окна вагона увидел С.А.Есенин скачущего за поездом жеребёнка. В одном из писем поэт рассказал об этом: «Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать… Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребёнок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни…».
Из этого вроде бы заурядного случая вырос замысел поэмы «Сорокоуст» Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунных поезд? А за ним по большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок? Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Неужель он не знает, что в полях бессиянных Той поры не вернет его бег, Когда пару красивых степных россиянок Отдавал за коня печенег? По-иному судьба на торгах перекрасила Наш разбуженный скрежетом плес, И за тысячи пудов конской кожи и мяса Покупают теперь паровоз.